Сегодня я расскажу об артикуляционной гимнастике — важном этапе работы с детьми на занятиях в театральном кружке. Чтобы понять, зачем нужно её выполнять, предлагаю сначала разобраться с термином «артикуляция».
Артикуляция — в фонетике этот термин означает совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи (информация взята из Википедии). Говоря более простым языком, артикуляция — это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
К органам речи относят гортань с голосовыми связками, язык, губы, щёки, верхнюю и нижнюю челюсти, а также зубы. Хорошая подвижность и дифференцированная работа этих органов обеспечивает правильное произнесение звуков.
А артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки органов речи с целью выработки правильного звукопроизношения, что необходимо при формировании сценической речи юных актёров.
Приведу примеры некоторых упражнений, которые дети с удовольствием выполняют на занятиях театрального кружка.
Гимнастика для губ и щек:
- Надувание щек одновременно и попеременно.
- Втягивание щек в ротовую полость.
- Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
- Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
- Вибрация губ (фырканье лошади).
Гимнастика для челюстей:
- Опускание и поднимание нижней челюсти.
- Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
Гимнастика для языка:
- «Лопатка». Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта.
- «Жало». Высовывание языка жалом.
- «Вкусное варенье». Круговое облизывание губ кончиком языка.
- «Чистим зубки». Облизывание зубов под верхней и нижней губой.
- Загибание кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.
Перед выступлением советую детям:
- покусать кончик языка — «мама шинкует капусту»,
- представить, что язык, как тоненькая иголочка, «поставить укольчики» поочередно в каждую щёчку,
- надуть щёки и улыбнуться, не открывая зубы,
- натянуть губы на зубы, широко открыв рот,
- нарисовать надутыми губами солнце.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Она очень полезна всем детям, в особенности, играющим в спектаклях. Ведь благодаря ей тренируются мышцы органов, отвечающих за правильное звукопроизношение, речь становится более внятной и чёткой.
После выполнения упражнений ребята смеются и дурачатся, что, в свою очередь, способствует снятию зажимов, помогает расслабиться и подготовиться к следующему этапу занятия. О нём я расскажу в следующей статье.