Найти тему
Школа 1590

Артикуляционная гимнастика для юных актёров

Оглавление
Наталья Геннадьевна Жукова, руководитель школьного театрального кружка "Волшебная сцена"
Наталья Геннадьевна Жукова, руководитель школьного театрального кружка "Волшебная сцена"

Сегодня я расскажу об артикуляционной гимнастике — важном этапе работы с детьми на занятиях в театральном кружке. Чтобы понять, зачем нужно её выполнять, предлагаю сначала разобраться с термином «артикуляция».

Артикуляция — в фонетике этот термин означает совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи (информация взята из Википедии). Говоря более простым языком, артикуляция — это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.

К органам речи относят гортань с голосовыми связками, язык, губы, щёки, верхнюю и нижнюю челюсти, а также зубы. Хорошая подвижность и дифференцированная работа этих органов обеспечивает правильное произнесение звуков.

А артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки органов речи с целью выработки правильного звукопроизношения, что необходимо при формировании сценической речи юных актёров.

Приведу примеры некоторых упражнений, которые дети с удовольствием выполняют на занятиях театрального кружка.

Гимнастика для губ и щек:

  1. Надувание щек одновременно и попеременно.
  2. Втягивание щек в ротовую полость.
  3. Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
  4. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.
  5. Вибрация губ (фырканье лошади).

Гимнастика для челюстей:

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти.
  2. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Гимнастика для языка:

  1. «Лопатка». Высовывание широкого языка «лопатой», своими боковыми краями язык касается углов рта.
  2. «Жало». Высовывание языка жалом.
  3. «Вкусное варенье». Круговое облизывание губ кончиком языка.
  4. «Чистим зубки». Облизывание зубов под верхней и нижней губой.
  5. Загибание кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем на верхние и нижние зубы.

Перед выступлением советую детям:

  • покусать кончик языка — «мама шинкует капусту»,
  • представить, что язык, как тоненькая иголочка, «поставить укольчики» поочередно в каждую щёчку,
  • надуть щёки и улыбнуться, не открывая зубы,
  • натянуть губы на зубы, широко открыв рот,
  • нарисовать надутыми губами солнце.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика — это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако это не так. Она очень полезна всем детям, в особенности, играющим в спектаклях. Ведь благодаря ей тренируются мышцы органов, отвечающих за правильное звукопроизношение, речь становится более внятной и чёткой.

После выполнения упражнений ребята смеются и дурачатся, что, в свою очередь, способствует снятию зажимов, помогает расслабиться и подготовиться к следующему этапу занятия. О нём я расскажу в следующей статье.

-5