Новороссийск начали активно «засыпать» авиационными минами еще с последнего дня августа 1941 года, и (активно) ставили мины до ноября 1941 года. Почему до ноября? Потому, что потом ПВО Новороссийской ВМБ значительно усилили и, мины ставить стало проблематично. Но «нагадить» немецкая авиация успела.
Чего «люфты» набросали в бухту?
Начнем не по порядку, и с небольшим отступлением от схемы, уже с учетом наших документов.
Первый налет: вечером 30 августа 1941 года. На схеме, это лист 2, но номера даны с ошибкой. Пять He-111, под прикрытием двух истребителей сбросили за мол Новороссийского порта 10 «бомбо-мин» BM-1000 (одна, №23, легла на землю в районе железнодорожных путей). Еще одна сдетонировала на мелководье, в районе Западного мола. На схеме это номера 14-23. (фактически, это 1-10). В наших документах, событие отмечено в 21.30
Второй налет случился в ночь с 11 на 12 сентября 1941 года. По нашим документам налет осуществлялся 9 самолетами, запеленговано 6 мин. Начато траление электромагнитным тралом и обследование водолазами. И тут флот понес первые потери.
По факту, были сброшены:
-7 авиамин LMB III ZK 2, 3, 5, 6. Что такое ZK? Это «Ziel Kontakt» прибор кратности. Мина срабатывала не сразу, при первом контакте, а, при 2-м, 3-м контакте и т.д. Тип взрывателя не указан. 4-я и 5-я мины взорвались на суше, на подлете к Станичке.
-3 мины LMB III ZK. Здесь, наоборот, указан тип взрывателя «зеленый» (grun), а, кратность не указана. Что такое «зеленый» взрыватель, пока не знаю, данных пока не нашел. Предположительно, акустический (А2). По сбросам явно видно, что каждый самолет нес пару мин (они легли попарно).
-мины № 11 и 12 без приборов кратности с «желтым» взрывателем, по идее, гидродинамическим, (но это не точно)
Суммарно, 12 мин (2 взорвались на суше). Все верно. Налет осуществляли 6 He-111 в сопровождении трех истребителей. Противник уже не решался проникать за мол, сбрасывая мины на подходе к порту, на глубинах 11-24 метров.
Следующий налет (одиночным самолетом) в ночь с 16 на 17 сентября. Сброшены две мины с комбинированным мангнитно-акустическим взрывателем («сине-зеленый»). ПВО Новороссийска этот налет не засекла, да и сброшены эти мины были далеко, на солидной глубине (24м). (13-й сброс на схеме есть, 14-й показан с ошибкой, фактически он был рядом с 13-м).
Следующую минную постановку в Новороссийском порту наши отмечают 5 октября 1941 года, с 20.30 до 21.15. Отмечен сброс 7 мин. По немецким данным, должно быть восемь (две «желтых» и шесть «сине-зеленых», магнитно-акустических).
По следующему налету (12 октября), в наших документах, я пока данных не нашел. Сброшены 4 «сине-зеленых» и 2 «желтых». Еще один налет отмечен у немцев 18 октября. Сброшено 6 «сине-зеленых».
Налет 2 ноября 1941 года отмечен в наших документах достаточно подробно. Минопостановки осуществлялись параллельно с налетами на порт. Был поврежден КР «Ворошилов» (затоплено румпельное и погреб кормовой башни), повреждены транспорта «Чапаев» и «Куйбышев», поврежден СКА-092.
Сброшены две «желтых» и две «сине-зеленых», на какой-то из них погиб тральщик «Егурча». Второй налет отмечен с 19.35 до 20 часов, сброшено 4 «сине-зеленых»
Справка :
Тральщик "Т-497" ("Егурча")
Бывшая шаланда Азовтехфлота, затем, сторожевик Одесск. ВМБ
ТТД:
Водоизмещение: 956 т.
Размеры: длина - 59,2 м, ширина - 10 м, осадка - 2,4 м.
Скорость полного хода: 6 узлов.
Дальность плавания: 650 миль.
Силовая установка: паровая машина , 400 л.с.
Вооружение: как СКР - 1х1 130-мм орудие, 1х1 102-мм орудие, 3х1 76-мм орудия; как тральщик - 2х1 45-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета, тралы.
Экипаж: 53 чел.
История корабля:
Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1913 на заводе Волгейма в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 13 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл. 7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход 1 апреля 1920 пароход зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейскими кораблями в Таганрогском зал. в июле 1920, десанты у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бои с кораблями противника у Обиточной косы в сентябре 920).
28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1920 выведена из боевого состава и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, а 18 декабря 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 9.
Есть нюанс, о котором не пишут. Это судно работало на ЭПРОН. ВСОН "Красная Звезда" (бывш. грунтовозная шаланда "Егурча") была вновь мобилизована в 1921 г. В конце 1921 г. передана Главводу, а в 1923 г. - ЭПРОНу. В 1935 году передана Черномортехфлоту.
Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя, а 29 июня 1941 мобилизовсша вновь и принята от Наркомстроя. Переоборудована в ТЩ.
7 июля 1941 ТЩ, подняв Военно – морской флаг, вошел в состав ЧФ. Участвовал в Великой Отечественной войне (воинские перевозки, эвакуация из портов Украины и Крыма ценного имущества, раненых и гражданского населения); имел бортовой № 56. 2 ноября 1941 погиб в Цемесской б. в районе Новороссийска от подрыва на минном заграждении противника и 31 ноября 1941 исключен из списков судов ВМФ. 10 сентября 1954 поднят АСС ЧФ и ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» для разделки на металл.