Константин Григорьев – это особая страница нашего кино. И особая судьба. Увы, трагическая.
В его киногероях, порой, не похожих друг на друга, всегда угадывался он сам: прямолинейный, энергичный, резкий, ершистый. И, что скрывать, неудобный для общения. Говорят, многие режиссёры просто боялись иметь с ним дело. Да и в частной жизни было очень трудно с ним: был четыре раза женат, и ни одна из жен не могла с ним быть долго.
Но все это окупалось талантом, которым Константин Григорьев был награжден природой щедро. Потому он и мог равно убедительно сыграть и начальника белогвардейской контрразведки («Раба любви»), и главаря банды («Трактир на Пятницкой»), и геолога («Сибириада»), и английского капитана 18 века («Остров сокровищ»). Впрочем, список можно продолжать еще долго…
И, вообще, он был всесторонне развитой личностью. Писал стихи, рассказы, сценарии, прекрасно рисовал, играл на гитаре…
Константин Григорьев был родом из Ленинграда. Еще мальчишкой пережил блокаду. Об актёрской профессии мечтал с детства. В школе даже организовал драматический кружок и сумел привлечь туда многих ребят. Окончил школу-студию при Театре им. Ленсовета. Потом работал в этом же театре. И очень успешно. А затем был театр им. В.Ф. Комиссаржевской. И здесь актерская карьера складывалась удачно. Если б не его характер. Однажды достаточно грубо поговорил с тогдашним руководителем театра Рубеном Агамирзяном. Посчитал себя вправе, поскольку Агамирзян оскорбил актёра Сергея Боярского. Последствия для Григорьева были прискорбными: не взирая на былые заслуги, его выпроводили из театра, что называется, с «волчьим билетом»: дали такую характеристику, что ни один ленинградский театр его не принял.
И Григорьев перебрался в Москву. Служил в театре им. А. С. Пушкина. А потом Олег Ефремов пригласил его во МХАТ. Говорят, Константин Григорьев сразу же был замечен столичными театралами. Иной раз на спектакли с его участием было не достать билета.
В кино Константин Григорьев начал сниматься в конце 60-х. А вот звезда его зажглась в 1976. Многие считают, что открыл артиста Никита Михалков, когда пригласил его в фильм «Раба любви». Никита Сергеевич, вообще, всегда очень уважительно отзывался о Константине Григорьеве, например, сказал о нем однажды так:
«Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания…».
После выхода «Рабы любви» кинорежиссеры Григорьева заметили. И со второй половины семидесятых до середины восьмидесятых он снимался в нескольких фильмах ежегодно.
Его киногерои, независимо от того, кого он играл: сотрудника ЧК, белогвардейца, бандита или обычного нашего современника, – запоминаются раз и навсегда, потому что отличаются незаурядной самобытностью. Это персонажи с характером, каким-то жгучий мужским обаянием.
Зрители запомнили его киноработы в таких замечательных фильмах, как «Сыновья уходят в бой», «Земля Санникова», «Транссибирский экспресс», «Хождение по мукам», «Трактир на Пятницкой», «Ищи ветра», «Сибириада», «Чёрный треугольник», «Остров сокровищ», «Зеленый фургон», «Хозяйка детского дома».
Сам же Григорьев своей любимой считал роль журналиста Шнайдера в киноленте режиссёра Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс». А Уразбаев позже вспоминал о своей работе с актером:
«…это школа мастерства и накопления опыта. Мне было интересно работать с ним, потому что я постоянно испытывал чувство настоящего творчества».
Надо полагать, что немалых высот в творчестве достиг бы Константин Григорьев.
Но, к сожалению, в жизни актера случилась трагедия, которой суждено было раз и навсегда сломать судьбу актера.
Роковое событие произошло 17 февраля 1984 года. В ресторане Дома актёра Константин Григорьев с друзьями праздновал свой сорок седьмой день рождения. И так случилось, что актер позволил себе нелицеприятное замечание по поводу компании, сидящей за столиком напротив. Что-то вроде насмешки относительно их сексуальной ориентации. Когда актер вышел в фойе покурить, несколько человек из той самой компании напали на него, избили и сбросили с лестницы. Константин Григорьев чудом остался жив. Но перестал быть самим собой. Две недели он пролежал в коме, потом перенёс несколько операций. Но речевые функции восстановить не удалось. Он стал инвалидом. Фактически потерял работоспособность. Хотя какое-то время Григорьева из уважения держали в штате МХАТа, а в 1991г. он даже снялся в фильме «По Таганке ходят танки», актерская карьера его закончилась.
А преступников так и не нашли, хотя многие пытались это сделать. Сын Константина Григорьева вспоминал: «Эти сволочи – известные люди. Незадолго до смерти отец назвал мне их имена, но просил не открывать эту тайну…».
После мучительного и не очень успешного лечения Константин Григорьев вернулся в родной Ленинград (тогда уже – Санкт-Петербург). Долгие годы жил один в полном забвении. Друзья навещали его редко. С сыновьями отношения у него были сложные. Ухаживали за ним только сестра и племянница.
Константин Константинович Григорьев скончался 26 февраля 2007 года, через неделю после своего семидесятилетнего юбилея. Он похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга рядом со своей матерью. На похоронах было меньше десяти человек. Деньги на похороны передал Никита Михалков.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки