В начале 30-х годов ХХ века в районе реки Казым ханты и ненцы восстали против советской власти: они откочевали подальше в тундру и оказали вооруженное сопротивление отряду ОГПУ. Этим событиям хантыйский писатель Еремей Айпин посвятил роман «Божья матерь в кровавых снегах». В 2010 году его экранизировал, существенно изменив сюжет, режиссер Олег Фесенко.
Действие фильма начинается с того, что главный герой Илья Громов (Александр Лымарев) пытается помешать свадьбе своей возлюбленной Веры (Марина Александрова) с остяком (как тогда называли хантов). Возможно, отец невесты (Вячеслав Рыбников) и, по совместительству, тамошний священник с помощью брака дочери с представителем местного народа решил больше сроднится с паствой. Иначе не объяснить, почему он не благословил брак Ильи и Веры. Тем не менее, Илья опоздал: христианское венчание и шаманский обряд (камлание, жертвоприношение оленя и ритуальное употребление его крови) уже прошли и ничего нельзя было изменить. Влюбленный пытается увезти замужнюю Веру, но, окруженный местными жителями, понимает тщетность попыток и покидает деревню Богоставленку.
Затем демонстрируется кинохроника, намекающая на то, что прошла Гражданская война. Красный командир Илья Громов получает новое задание: в качестве полномочного представителя ОГПУ явиться в верховья реки Казым и осуществить «перевод хантыйского населения с кочевого образа жизни на оседлый». Руководство признается, что «перегибы на местах имели место быть», «дураков развелось много» и теперь «нужно восстанавливать доверие к советской власти». Там, на Казыме, появились новые очаги сопротивления, которые могут перерасти в бунты. Крайне необходимо убедить шаманов перейти на сторону советской власти и при этом «без шума изъять родового шамана Ефима Кукина».
Местному представителю советской власти по фамилии Чухновский (Михаил Евланов) не нравится, что ему прислали нового начальника. Об этом он сообщает своему подручному Мингалу (Александр Баширов) за распитием самогона.
Когда отряд Громова на плотах прибывает в Богоставленку, Вера пытается родить второго ребенка, в чем ей помогает фельдшер Мария (Дарья Мороз). На «родильное отделение» нападает медведь, который задирает мужа Марии, но умирает, сраженный метким выстрелом Громова. В честь убийцы медведя организуется медвежий праздник, на котором присутствует и местный священник.
Илья увозит только что родившую и оставшуюся вдовой Веру кататься на плотах и рассказывать, как они теперь будут счастливо жить при советской власти. Однако представитель оной Чухновский с отрядом едет претворять в жизнь антирелигиозную политику партии: рубить идолов на священном озере. Срабатывают разнообразные ловушки, защищающие сакральное место, и несколько красноармейцев гибнут. Чухновский решает штурмовать место жительства шамана (Дин Мухаматдинов): после непродолжительного боя с применением ручной гранаты шаман захвачен, а его родные убиты.
В это время Громов ломает купол часовни, где его неудавшийся тесть венчал Веру. На все мольбы недовольных он отвечает просто: «У нас один бог — партия большевиков и товарищ Сталин». По ропщущим местным жителям производится несколько выстрелов, после чего Чухновский пытается арестовать Веру и ее дочь Анну. Между двумя красными командирами вспыхивает ссора, перерастающая в драку при всех. После завершения они мирно курят и решают, что Анну ненадолго арестуют, а Веру Илья заберет себе.
Вера ночью связывает Громова и убегает с дочерью и младенцем-сыном в тундру. Оленью упряжку Веры преследуют сотрудники ОГПУ и красноармейцы на конях. Во время метели на Веру нападает медведь, да и погоня настигает, но тут из-под снега выпрыгивают хантыйские супергерои в традиционных доспехах, масках, шлемах с оленьими рогами, с луками и арбалетами. Они убивают медведя и прогоняют представителей советской власти.
Хант-красноармеец Фома (Евгений Сангаджиев) докладывает Чухновскому после стакана самогона, что это были «зыряне» — хантыйские супергерои, полубоги. Они появляются, когда хантам плохо, когда нужно, чтобы народ обрел веру.
«Жители реки Казым» (так их назвал Громов) откочевали подальше от деревни, выражая свое недовольство событиями. К ним присоединились другие ханты и ненцы из окрестных стойбищ. В цепкие руки советской власти попала Анна, но ей помогает бежать влюбленный огпушник Устин (Александр Лобанов), игравший ранее на гармошке и мечтавший стать авиатором, и, неожиданно, Мария, которая оглушает своего сожителя Чухновского.
Восставшие проводят совместное камлание, за которым наблюдает Фома. Место секретного стойбища выявлено и на бунтующих хантов бросается красная конница, но опять на подмогу приходят «зыряне» и всадники вынуждены ретироваться. Запрашивается подмога, которая прибывает на следующий день. Красноармейцы хотят применить на практике хитрость времен Гражданской войны: установить пулеметы на нарты и сделать, таким образом, снежные тачанки.
Ханты тоже поменяли тактику: они чудесным образом за ночь возвели ледяную крепость. Чухновский, возмущенный коварством местных жителей, командует к началу лобовой атаки со словами: «Пора кончать с этой нечистью», несмотря на сопротивление Громова. Восставшие успешно обороняются, но появившийся в небе советский аэроплан меняет все. Авиатор просто закидал ледяную крепость бомбами.
После завершения атаки Громов добивает раненого Чухновского за то, что тот ослушался приказа старшего. Илья вновь пытается наладить отношения с Верой, но та убивает Громова из его же табельного оружия, и уезжает с сыном на оленьей упряжке в тундру, под покров северного сияния.
Следует отметить, что в фильме интересно подан образ ханта: он слушает и священника, и шамана, помня о традиционных преданиях, покорен власти, но способен на восстание, если та покусится на традиционные основы жизни. В фильме достаточно неплохо продемонстрированы этнографические детали: жертвоприношение оленя, обряд камлания, поднятие гроба с покойным, а вот водяное погребение не особо свойственно хантам (хотя, вероятно, могло иногда осуществляться), как и странное поведение овдовевшей Веры. Фрагментарно показан и знаменитый медвежий праздник.
Вообще, хантам не очень повезло с появлением в фильмах, можно вспомнить образ Степана Овчинникова — советского летчика и сына шамана из кинокартины «Места тут тихие».
Также интересно подан образ советской власти, вернее, ее представителей. Тут и хороший, но слабохарактерный местный житель Илья Громов, искренне поверивший в антирелигиозные постулаты марксизма-ленинизма, но так и не сумевший разлюбить Веру — дочь священника. И, конечно же, беспощадный Чухновский, похожий скорее на белогвардейца, разумеется, бывшего, вставшего на путь исправления. Он и одет как белогвардеец в советских фильмах, и радуется Марии, узнав, что она казачка с Запорожья. Кстати, исполнивший эту роль Михаил Евланов повторит тот же образ в картине «Сердце Пармы» (2022 год, режиссер Антон Мегердичев). Сыгранный им опальный московский дьяк Данила Венец, также посланный центральной властью на север, беспробудно пьет и ссорится с властью на местах и с местными жителями.
Вот такой странный фильм на деньги «Газпром нефти» снял Олег Фесенко — режиссер бездарной картины «1812: Уланская баллада» и ряда ей подобных. От истории Казымского восстания здесь не осталось практически ничего: участие шаманов и применение авиации, к тому же вскользь показан конфликт из-за священного озера. Да еще самому плохому представителю советской власти достается фамилия Чухновский, созвучная с фамилией руководителя подавления восстания Чудновского.
Даже в мифотворческом фильме «Ангелы революции» сохранилось больше исторических реалий Казымского восстания, хотя бы и в виде намеков. Притом, что есть хорошие исторические и вполне историчные фильмы о борьбе арктических народов против произвола властей, например, «Восстание в Каутокейно».
***
Автор: Валерий Кондаков, историк, историк кино, специально для GoArctic