Не так давно музей ВГЛТУ пополнился ещё одним ценным экспонатом. Книга воспоминаний первого ректора нашего вуза Александра Владимировича Тюрина была подарена музею лесотехнического университета внуком выдающегося учёного-лесовода Александром Петровичем Тюриным. Это издание дорого коллегам и последователям Александра Владимировича не только, как память о прекрасном человеке, но и как уникальный исторический документ, рассказывающий о детстве, отрочестве и юности будущего учёного, страстно влюблённого в природу, его семье и работе, а также об истории развития лесного хозяйства в Российском государстве. Читая книгу, мы видим перед собой живого человека с непростой судьбой, которому хочется сопереживать. Страницы издания наполнены малоизвестными фактами о жизни учёного, ярко проиллюстрированными фотографиями из семейного архива. Благодаря «Воспоминаниям учёного-лесовода» мы узнаём не только о работе, но и о чертах характера А.В. Тюрина, его отношении к жизни.
Детство учёного
Будущий учёный родился в селе Нижний Тимерган вблизи города Мензелинск в крестьянской семье. С детства он ощущал особую взаимосвязь с природой. На всю жизнь Александру запомнились детские впечатления, связанные с жутким чувством от вырубки лесов, безжалостно уничтожавшихся ради освобождения земли под пашни. Ещё маленьким ребёнком он стал свидетелем рубки осинника и гибели зайца и в течение всей жизни не мог спокойно смотреть на сплошную вырубку леса.
Природа вызывала у Александра Тюрина живой интерес и уважение. Наблюдая за огромными деревьями жёлтой акации, он поражался их величию. А во взрослом возрасте долго жалел, что, будучи мальчиком, не подсчитал числа годичных колец на каком-либо из срубленных деревьев и не определил их возраста, полагая, что они были посажены в начале ХIХ века, и было им в то время около ста лет.
Александр был старшим из детей и помогал родителям управляться с большим хозяйством, но, как и все дети, находил время для игр, которые тоже были связаны с природой. Очень интересным развлечением для ребят была посадка косточек лимона в цветочные горшки и наблюдение за ростом саженцев.
Сложно поверить, но первая лесокультурная деятельность А. В. Тюрина началась в десятилетнем возрасте. Заметив, что веточки ивы быстро укореняются в сыром песке, он решил защитить берег реки от размывания и полностью погрузился в эту деятельность. В 1898 г. на месте, где он разводил ивняк, образовались значительные заросли, в которых можно было укрыться от солнечного жара. Впоследствии Александру Тюрину приходилось заниматься разведением леса в качестве лесничего на значительных площадях, но первый свой опыт лесоразведения на берегах речки Вязовки он запомнил на всю жизнь.
Именно в те далёкие годы запала ему в душу страстная любовь к лесу. Впервые отправившись с отцом в Елабугу, Александр Тюрин увидел хвойный лес, который ему никогда не приходилось видеть ранее. Свои впечатления он передал так: «Когда мы проехали половину дороги, направо от нас над луговым берегом под лучами западного солнца встала стена золотистого леса. Да, какого леса! Я никогда ещё не видел такого! Это был старый сосновый бор.» Около Нижнего Тимергана были только лиственные леса, и раньше Александр видел таинственный хвойный бор лишь на картинках. Он был поражён его красотой и удивительным ароматом, исходившим от деревьев. В этот момент страстная привязанность Александра Тюрина к лесу достигла необычайной силы. Впоследствии он узнал, что уроженцем Елабуги был И. И. Шишкин, написавший в этом бору знаменитую «Корабельную рощу». К сожалению, побывать в историческом лесу Александру тогда не удалось.
Вернувшись домой, он часто вспоминал удивительный бор. В Мензелинске встречались сосны и ели, на них были шишки, но не было питомника, где могли подсказать, как из семян вырастить сеянцы. Сам Александр не догадался посадить семена в цветочные горшки, как он делал с лимонными косточками, а помочь в то время ему было некому. Поэтому его детское желание иметь около себя хотя бы несколько хвойных деревьев так и осталось неудовлетворённым.
Учёба
В августе 1890 года Александр Тюрин простился с Нижним Тимерганом, отправившись на учёбу, сперва в приходскую школу, а затем – в городское училище в Минзеленске. Именно там А.В. Тюрин нашёл своё призвание.
Учиться молодому человеку очень нравилось, но окончание городского училища давало ограниченные возможности получения дальнейшего образования. Можно было поступить в земледельческое училище в Казани, в технические средние училища в Уфе, Перми, Кунгуре, Казани или Нижнем Новгороде. Кроме того, можно было поступить в низшую лесную школу с двухлетним курсом обучения. Для лесной школы Александру было мало лет, а технические училища его не интересовали, поэтому его выбор пал на Казанское земледельческое училище, с перспективой поступления в Петербургский лесной институт. Его давний интерес к лесу, к посадкам деревьев, к природе был в это время сильно подкреплён замечательной книгой профессора Петербургского лесного института Кайгородова «Беседы о русском лесе», состоявшей из двух частей «Краснолесье» и «Чернолесье». К сожалению, из-за проблем с документами Александр не успел поступить в казанское училище и подал документы в новое Богородицкое среднее сельскохозяйственное училище. Через 6 лет он получил звание агронома и право поступать в высшие учебные заведения министерства земледелия. В 1904 г. Александр поступил по конкурсу аттестатов в Петербургский лесной институт, осуществив свою давнюю мечту. Окончив вуз с отличием, Александр отслужил в армии и был избран аспирантом при институте для написания научной работы.
Работа в лесничестве
В 1912 г. А. В. Тюрин был назначен лесничим в брянское опытное лесничество, вскоре получив должность заведующего. Александр Владимирович занимался не только хозяйственной деятельностью, но и научной работой. Во время его работы исследования велись по самым разнообразным вопросам, но основной темой было изучение способов естественного возобновления сосновых насаждений в Брянском лесном массиве.
На основе тщательного исследования сосновых насаждений, истории их возникновения в процессе естественного возобновления, Александр Владимирович установил зависимость возрастной структуры сосновых насаждений от лесных пожаров.
Обстановка в стране была непростой, и А. В. Тюрин неоднократно был мобилизован, но каждый раз как незаменимый специалист оставался на гражданской службе. Работа в лесничестве становилась всё более сложной и опасной. В конце 1917 года в лесах появились шайки бандитов, которые образовались за счёт дезертиров с фронта. Они грабили имущество и убивали беззащитных людей. Среди лесничеств брянского лесного массива, таким образом, было разорено Карачижско-Крыловское лесничество.
Первый доктор наук
В начале марта 1919 года Александр Владимирович был избран профессором кафедры лесной таксации Воронежского сельскохозяйственного института, где недавно было открыто лесное отделение. В 1924 г. А. В. Тюрин стал деканом лесного факультета, который вскоре разросся и был признан Главпрофобром и Управлением лесами Наркомзема РСФСР лучшим из лесных факультетов того времени.
В 1927 г. А.В. Тюрин был избран ректором сельскохозяйственного института. При разделении Воронежского сельскохозяйственного института на него были возложены обязанности директора вновь образованного Лесного института. В это время был подобран штат работников института, создана учебная и административно хозяйственная части института, приглашены преподаватели общих кафедр (главным образом по совместительству) и начато строительство собственного учебного здания. В ноябре он получил отпуск и сдал обязанности директора своему помощнику по административной части А. Р. Крылатых, воспитаннику нашего института, члену ВКП (б). Возвратившись в декабре из отпуска, он не принял директорства, оставшись лишь заведующим кафедрой.
В 1934 году было опубликовано постановление правительства об учёных степенях и званиях, согласно которому отдельным высшим учебным заведениям могло быть предоставлено право принимать к публичной защите докторские и кандидатские диссертации. Среди технических высших учебных заведений, которым было предоставлено такое право, оказался и Воронежский лесной институт. В конце 1934 года ему было предложено предоставить в Высшую Аттестационную Комиссию (ВАК) списки лиц профессорского звания, которым следовало бы присудить учёную степень доктора наук без публичной защиты диссертации. В ответ на это предложение институт выдвинул четырёх профессоров, в число которых вошёл А. В. Тюрин. В отношении этих лиц были посланы в ВАК соответствующие представления, подкреплённые списками научных работ и самими работами. 11 июня 1935 г. ВАК постановила присудить А.В. Тюрину учёную степень доктора сельскохозяйственных наук без защиты диссертации на основе опубликованных работ. Впервые в истории нашей страны учёный лесовод получил степень доктора наук.
Вместе со ставшим родным вузом, учёный пережил непростые годы: начало ВОВ, голод, когда печёная картошка считалась лучшим лакомством, тяжёлую эвакуацию в Лубяны, обустройство на новом месте. В это непростое время учёного поддерживала семья – любимая жена и дети. Трогательная забота семьи Тюриных друг о друге стала одним из лейтмотивов книги, чтение которой несомненно будет полезно всем людям интересующимся, как историей Воронежского лесотехнического университета, так и историей нашей страны.