Тревожность в школе – частое явление среди детей и подростков.
Это состояние ребенка, которое характеризуется повышенной склонностью к беспокойству, излишними переживаниями и волнениями, связанными с ситуациями школьной жизни. Оно может проявляться в деятельности и поведении детей самыми разными способами и маскироваться под другие проблемы.
Основные признаки школьной тревожности:
- пассивное поведение на уроках;
скованность, напряженность, смущение при ответах;
- наличие вегетативных реакций (ребенок может краснеть/бледнеть, чувствовать дрожь в коленях, заикаться, плакать, отвечая у доски или с места);
- болезненная реакция на замечание со стороны взрослых;
- страх допустить ошибку и сделать что-то не так;
- трудности социальных контактов, избегание коллективных игр, чувство одиночества, когда общение носит поверхностный характер;
- нежелание ходить в школу как признак неблагополучия и дискомфорта, избегание неприятностей;
- рассеянность, снижение концентрации внимания и успеваемости;
- частые простудные заболевания, связанные с большими эмоциональными нагрузками и снижением сопротивляемости организма.
Частой причиной школьной тревожности являются завышенные ожидания и требования со стороны взрослых, тревожность и волнение родителей, авторитарные методы воспитания, несоответствие выбора учебной программы уровню развития.
Важно оказать своевременную поддержку и помощь тревожным детям, потому что длительное нахождение в состоянии тревоги может закрепить соответствующие черты характера. Помочь в преодолении тревоги – значит создать ситуацию успеха и условия, в которых будет комфортно:
- учитывайте способности и возможности, не требуйте того, что ребенок не в силах выполнить;
- повышайте самооценку, чаще хвалите за незначительные успехи, за улучшение собственных результатов, сравнивайте только с самим собой (сегодня ошибок меньше, чем вчера);
- будьте примером, демонстрируйте образцы уверенного поведения, вместе обсуждайте тревожные ситуации, вместе находите способы справиться с ними;
- будьте позитивны и оптимистичны, чаще улыбайтесь, в оптимистичных семьях растут уверенные дети, которым легче справляться с трудностями.
Марина Алеева, педагог-психолог