Проведу 3 минуты ликбеза по этому вопросу.
Феликсу Ванкелю сегодня приписываются лавры изобретателя роторно-поршневого двигателя, в это время в мире бушевала вторая мировая.
Была поставлена задача - изобрести аналог, а возможно, и замену поршневому ДВС. Очевидно задача была выполнена, иначе этой статьи бы не появилось.
Как же он устроен?
В основу конструкции положен ротор треугольной формы, каждая из граней которого имеет выпуклость. Ротор вращается по планетарному типу вокруг своей оси, находящейся в центре. Вершины треугольника при этом описывают сложную кривую, а форма этой кривой обуславливает форму капсулы, внутри которой вращается ротор.
У роторного мотора те же четыре такта рабочего цикла, что и у его конкурента - поршневого мотора, но отсутствует возвратно-поступательное движение, что позволяет избежать вибраций и вращательные массы хорошо уравновешиваются.
Камеры образуются между гранями ротора и стенками капсулы, их форма - переменная серповидная. Для изоляции камер друг от друга используются уплотнители - радиальные и торцевые пластины.
У РПД отсутствует система газораспределения, что весьма упрощает его конструкцию. А высокая удельная мощность при малом размере и весе агрегата являются следствием отсутствия коленвала, шатунов и других сопряжений между камерами.
Недостатки и плюсы.
Начнем с плюсов:
Небольшое количество деталей, и соответственно маленькая масса двигателя, и исходя из этого - хорошая и правильная развесовка автомобиля, позволящая достичь хорошей управляемости и баланса автомобиля.
Также, очевидным плюсом является его высокая энергоэффективность по сравнению с поршневым ДВС.
Наглядно, будет яснее:
Теперь минусы, они тоже есть, и весьма существенные:
Первым минусом является повышенный расход топлива, до 30% по сравнению с ДВС. Причиной этого является неэффективное восприятие теплового расширения газов. Неправильная вытянутая форма камеры сгорания также является существенным минусом. Случается прорыв газов в щелях между уплотнителями и свечными отверстиями.
Также большой расход масла (до 1л на 1000км), смазка некоторых уплотнений и стенок выполняется добавлением масла в топливо-воздушную смесь. Субаристам привет!
Также немаловажным фактором является невозможность соответствовать современным экологическим нормам и требованиям, хотя кого это волнует, в Челябинске например?
Ну и по моему мнению, главным минусом является крайне невысокий ресурс двигателя, 50-70 тыс.км. Из-за высокой нагруженности и плохой смазываемости апексы ротора сильно изнашиваются, также страдают коренные вкладыши вала - а дальше , сами не знаете. Ну и редко, когда кто-нибудь в сервисе отважится полезть в роторный движок.
Какое будущее у этих двигателей?
При вложениях в развитие этой технологии от множества минусов можно избавиться или компенсировать их. Но перспектива далеко не радужная, ведь большинство производителей сфокусированы все-таки на поршневых двигателях, из-за большего количества решений, технологий и простоты в обслуживании. Ну и последний гвоздь забивает электрификация и гибридизация, шагающая огромными шагами и стремительно набирающая популярность по всему миру.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, скоро новый материал!