Найти в Дзене

Свет — инструмент художника

Оглавление

О его связи с искусством, неожиданных формах и ролях в творчестве.

Свет — важный элемент восприятия мира. Он создает условия для изучения цвета, пространства, объектов и всего окружающего мира. Свет может напрямую влиять на настроение, атмосферу и художники, используя яркость, контрастность света, создают иллюзии и влияют на эмоции зрителя.

Символизм света

Мифы о древних религиях и культурах часто основаны на противопоставлении света и тьмы. Божественность происхождения героев художники подчеркивали золотым свечением, придавая яркость лицу и образу. Для усиления контраста других героев намеренно затемняли, оставляли в тени.

В храмовой архитектуре свет является отражением традиций религии. С точки зрения христианства, свет — символ преображения человеческой жизни, поэтому алтарная зона ярче всего освещена. А в буддийском храме вы совершаете путешествие из темной к самой освященной части помещения.

Египтяне искусно манипулировали естественным светом при строительстве своих архитектурных шедевров: расположение храмов рассчитывалось таким образом, чтобы солнце освещало определенные предметы, части помещения в зависимости от их символизма.

В Большом храме Абу-Симбел есть удивительный оптический эффект: всего два раза в год лучи солнца проникают в самый дальний зал. Свет падает на лицо статуи Рамсеса II, но никогда не достигает статуи Птаха – бога тьмы и подземного мира.
В Большом храме Абу-Симбел есть удивительный оптический эффект: всего два раза в год лучи солнца проникают в самый дальний зал. Свет падает на лицо статуи Рамсеса II, но никогда не достигает статуи Птаха – бога тьмы и подземного мира.

Свет создает перспективу

Когда необходимо сделать работу более объемной, свет незаменим. Благодаря научному прорыву эпохи Возрождения художники смогли изучить оптические свойства света. И Леонардо да Винчи стал одним из лучших в области искусства и науки.

Леонардо да Винчи
Тайная вечеря
1495—1498 года
Леонардо да Винчи Тайная вечеря 1495—1498 года

Он исследовал особенности восприятия света человеком, используя знания физики, биологии, анатомии. Да Винчи тщательно располагал объекты внутри своих работ, просчитывая преломление света.

А в поздних работах Уильяма Тернера свет и цвет становятся главными и определяющими элементами картин. Они не только создают перспективу и объем, но и формируют образы и сюжеты. Художник был очарован силой природы и перенес эту страсть на холст, отдавая предпочтения стихиям, природным явлениям в работах.

Как свет влияет на настроение?

Художники часто играют эмоциями зрителя и свет — один из ключевых инструментов в этом процессе. Теплое освещение создает атмосферу уюта и комфорта, а холодное может усилить чувство одиночества, беспокойства. Свет рассказывает историю наравне с героем: зритель считывает информацию о настроении персонажа и атмосферы, времени года, важных деталях и акцентах.

Интенсивность освещения, его направление, цвета и контрастность — все это влияет на впечатление зрителя. Например, фотограф намеренно затемняет кадр и делает акцент на силуэте, тенях, чтобы усилить эффект напряженной атмосферы. А рассеянный свет может настроить зрителя на сказочную или романтичную обстановку.

Лайт арт

— направление современного искусства, где свет является центральным элементом и инструментом. В скульптуре, инсталляции, архитектуре и даже перформансе художники создают световые произведения искусства.

В 1977 году Джеймс Туррелл начал монументальный проект в кратере потухшего вулкана Роден. Он потратил десятилетия, чтобы вырыть туннели и превратить пространство в площадку для изучения света, его визуального и психологического восприятия человеком. Это одновременно и обсерватория, которая позволяет наблюдать за естественным светом, небом и звездами, и площадки с искусственно созданными световыми инсталляциями.

Дэн Флавин известен своими минималистичными световыми инсталляциями из флуоресцентных ламп. Простые геометрические формы с акцентом на пространство — основа его творчества. Художник исследовал, как свет может преобразить помещение и его восприятие зрителем. Работы Дэна Флавина чем-то схожи с реди-мейд произведениями искусства Марселя Дюшана, которым он восхищался. Он так же использовал доступные флуоресцентные лампы и делал их самостоятельным произведением искусства, играя со светом и оттенками цветов.

Многогранность света удивительна — он влияет на восприятие мира, его изучение и понимание, на ощущения и эмоции человека. Одно и то же пространство или объект свет способен преобразить в совершенно противоположные и уникальные формы. В этой статье отображены далеко не все возможности света. Нам еще предстоит изучить всю его уникальность.