96 подписчиков

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

<100 прочитали

Подготовка

Идея провести бревет на землях старорусских возникла еще года три назад - когда я только начал изучать окрестности Руссы на велосипеде. Заметки об этих поездках собраны здесь.

Немного фото разных лет:

Идея сначала просто витала в воздухе, но со временем стала материализовываться. Так, в июле 2022 года Балтийская звезда провела супербревет Старорусский на 1200 км, частично прошедший по району; на майские праздники в этом году в Руссе запланирована уже целая серия бреветов, на которую ждем приезда рандоннёров со всей России; но пока зима... Пока зима, глупо упускать возможность прокатить по крепкому льду, любуясь прибрежными красотами! Кстати, вот рассказы о наиболее интересных моих ледовых поездках: ТрансИльмень и Дорога Жизни.

Впрочем, ледовыми покатушками, да и гонками никого уже не удивишь. А вот бревет... Про бреветы по льду я еще не слышал. Оно и понятно. Проехать 200 км за 13,5 часов в таких условиях - задача не из легких. Лед, на котором можно поддерживать такую скорость, бывает очень редко - он либо должен быть практически голым, либо очень хорошо укатан снегоходами. Кроме того, нужен соответствующий температурный режим. Да и обследовать такую огромную площадь непосредственно перед бреветом очень сложно и затратно.

Поэтому я решил ограничиться двумя ледовыми участками: Юрьево-Взвад - по реке Ловать (18 км) и Чертицко-Ужин - по льду озера Ильмень (около 13 км). На Рождественских каникулах полностью проехал на велосипеде первый отрезок и частично второй.

Оставшиеся 170 км планировал оставить на дороги разных категорий. На всякий случай сделал еще два варианта маршрута: с проездом только по Ловати и вообще без ледовых участков.

После получения одобрения бревета от президента Балтийский звезды мне удалось сагитировать еще троих участников, что совсем немало для подобного мероприятия. Старт назначили на 25 февраля.

Так своевременно подошедшие четыре выходных дня позволили провести почти полноценную разведку маршрута. В первый день я прокатился на велосипеде по дорогам на западе от Старой Руссы, и обнаружил, что шоссе чистые, но зато сельские дорожки покрыты таким слоем льда, что необязательно даже выезжать на реку, чтобы бревет мог называться ледовым.

На следующее утро мы с отцом обследовали другую часть маршрута, а после обеда с прибывшими участниками - Гришей и Машей поехали опробовать лед Ловати и Ильменя.

Температура скакнула от минус 17 почти до нуля, снежный наст на реке держал плохо, несмотря на то, что был укатан снегоходами. Велосипед постоянно зарывался в снег, Маша с более узкими колесами почти везде шла пешком. Стало понятно, что в бреветный лимит времени с таким раскладом нам не уложиться. На всякий случай съездили на Ильмень - там ситуация почти та же. Сказать, что я огорчился - ничего не сказать. Но виду не показал, а только предложил на этом завершить нашу покатушку, поехать в Старую Руссу, встретиться с еще одним только что приехавшим участником - Геннадием - и пойти погулять по центру города.

А до встречи мне пришлось срочно перерисовывать маршрут, потому что даже тот вариант, который исключал проезды по льду, показался неудачным из-за 6 км снежной лесной дороги, которая неплохо держала на вчерашнем 17-градусном морозе, но при околонулевой температуре превратилась бы в пешеходку. Ну и как обычно бывает, творчество разыгралось: я развернул вторую после Руссы петлю в другую сторону, включил переход Порусьи по пешеходному мосту и, уже немного успокоившись, направился с женой на встречу с друзьями.

Бревет

Прогноз погоды намекал на легкий снежок в течение дня, поэтому пороша, покрывшая утренние улицы Руссы, не казалась чем-то удивительным. Я, как и положено организатору, опоздал к собственноручно назначенному времени. На самом деле даже не проспал, а всего-навсего решил за 20 минут до старта поменять цепь на велосипеде, ну и увлекся немного...

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

Башня во флёре кружащих снежинок пыталась создать таинственную атмосферу, но это ей удавалось не слишком. Мы вспорхнули на велики и помчали навстречу неизвестности. А ведь и правда - ребята даже примерно не ведали, что их ждет впереди. Хотя, как потом оказалось, я тоже. Единственное, что знали наверняка - выезда на лёд не будет (ну вот, опять подкатила легкая грусть).

Первые 25 км пролетели быстро, даже слишком - хороший асфальт, попутный ветерок... Но это же скучно и неправильно для зимнего бревета, не так ли? Поэтому начался первый спецучасток - 17 км по заснеженной дороге вдоль Ловати. Первые километров восемь были совсем не почищены, шкандыбали по невесть как оказавшемуся здесь следу малолитражки. Где-то навстречу попалась Нива на широких шинах, по проложенной ей гостеприимной колее ехалось гораздо лучше.

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

А потом вся дорога стала вдруг почищенной, и мы полетели - местами аж под 20 км/ч. Парфино, поворот на шоссе налево. Быстрый 10-километровый прострел по асфальту и снова в снега. Тут-то и поджидало нас первое КП.

Пока пили чай с вкусняшками, подошел мужик из деревни Крюково, подивился нашим рассказам о бревете, поведал о зверье, которое в изобилии водится поблизости и частенько поедает местных собак, пожелал хорошей дороги, и мы ничтоже сумняшеся продолжили свой путь.

Участок вдоль реки Редьи живописен и интересен. Река изгибается, демонстрируя свои соблазнительные формы. Будто подчеркивая их, где-то посреди пути ее подпоясывает подвесной мост, ведущий в одну из деревенек на том берегу. Чу! - лай собак извещает о том, что скоро Давыдово - мемориал "Павший лист" и выезд на шоссе.

Десять километров по пустынному шоссе до Старой Руссы, там переход по мостику над измятой снегоходными следами Порусьей, фото с муми-тролльным домиком и по Белебёлковской дороге вперед ко второму КП.

Прокатив десяточку по отличному чистому асфальту, мы уверились, что так и будет продолжаться. И, конечно, шоссе тут же испортилось - начало покрываться ледяной коркой с колеями, на которых изрядно потряхивало. Так мы, трясясь и покряхтывая, и докатили до КП2, которое ознаменовало собой середину бревета. Как мне тогда казалось, самые сложные спецучастки позади. Поэтому уже несколько расслабленно умял две миски вкуснейшего куриного супчика, побаловал себя котлеткой с огурчиками-помидорчиками и напоследок насладился чайком с печеньками.

Следующий спецучасток (Святогорша - Большие Боры - Речные Котцы) был единственным, имеющим некоторое количество горок. Непривычный для Старорусского района рельеф радовал глаз близ деревень Косорово и Кобякино. Пошел снег. Вернее, он временами шел и до этого - прогноз погоды рисовал две робкие снежинки в течение дня. Но сейчас он почти повалил. А вот этого синоптики нам не обещали.

Обогнала машина с волонтерами. К слову, о волонтерах. На машине нас сопровождали мои родные: папа, жена и старший сын. А вкусности, которыми нас потчевали на привалах, готовила дома моя мама. Остальные тоже участвовали в приготовлениях, конечно. Это, кстати, их дебют в поддержке бревета. И первый блин оказался совсем не комом, а румяным и очень вкусным!

Еще десяточка по шоссе - на этот раз мокрому. Такое ощущение, что эту дорогу стали посыпать солью, хотя раньше я такого не замечал. И - конечно - опять на снежную сельскую дорожку. Позавчера, на моей разведке, она была сплошь покрыта льдом. Сейчас лед почти не угадывался под слоем свежего снега.

Заброшенные деревни и фермы, нитка железной дороги, снова заброшка... Фотографировать уже желания нет, катится тяжело, еще и ветер встречный задул.

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

Кое-как дочапали до Нагово. Теперь налево и дальше по достаточно оживленной трассе на Шимск. Шоссе почищено, пытаемся мчать. И вот очередная десяточка по асфальту сменилась очередной снежно-ледяной дорогой. Когда я составлял маршрут, мне казалось, что такие смены участков по 10-20 км избавят от монотонности пути и дадут возможность отдохнуть на асфальте от снега. А столь же небольшие участки тихих заснеженных дорожек позволят в полной мере насладиться старорусской зимой. В целом, на мой взгляд, всё это удалось.

До КП каких-то восемь км. Но ветер так лупит по лицу снегом, что километры кажутся нескончаемыми. Борисово. Тут аутентичные каменные постройки, красивая Покровская церковь - но уже ничего не интересно. Кроме КП. На дороге играют какие-то подростки. По-деревенски здороваются. Устало приветствуем их в ответ, крутим дальше. Устрека. Как же долго тянется последний километр! Магазин... Памятник Павшим односельчанам... Какие-то строения из красного кирпича... Тявкающие собаки... И вот - мемориал воинам-якутам. И КП.

Я в небольшой растерянности - мы уже 10 часов в пути; до завершения лимита осталось три с половиной часа и 50 км. Тут, как говорится, возможны нюансы. Прошу жену налить нам чаю и собираюсь уезжать. Бросаю взгляд на Страву - проехали 159 - и понимаю, что последнее КП я сделал подальше, а значит нам осталось не 50, а 41 км. А это совсем другой коленкор! Устраиваюсь поудобнее, настроение поднимается, неспешно пью чай с разными вкусными штуками. Но тут нас огорошила Маша: решила сойти. Вернее, объявила она об этом еще в Нагово, но теплилась надежда, что на КП она восполнит запас углеводов и всё-таки поедет дальше. Но, как мы ее ни уговаривали, ни в какую. Потом оказалось, что она не хотела нас замедлять на последнем участке - боялась, что мы не уложимся в лимит.

Тепло расстались с нашими волонтерами, следующая встреча - не раньше финиша. И ринулись в последний бой.

Хотя ринулись - громко сказано. Трек вывел нас на прибрежную улочку, занесенную снегом. Там очень красиво в хорошую погоду - покуда хватает глаз лежит величавый Ильмень, который бороздят рыбацкие суда... А сейчас... Сейчас немножко пришлось пройтись пешком.

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

После КП стало совсем неплохо. А тут еще и ветер попутный. Вообще красота! До Борисово долетели мгновенно, несмотря на дорогу с ледяными колеями, покрытыми снегом. Потом, правда, пришлось потерпеть встречный и встречно-боковой до живописной Всехсвятской церкви в деревне Ужин. И всё! Осталась тридцаточка до финиша с попутным ветром. Красота!

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)

Перефразирую одного муллу, поделившегося сокровенным знанием с Ходжом Насреддином:

- Если кто-нибудь тебе скажет, что ехать при встречном ветре лучше, чем при попутном, - ты не верь этому человеку. Запомни мои слова и думай над ними неотступно днём и ночью - и тогда ты постигнешь заключающуюся в них премудрость.

Смеркалось. Мы зажгли фонари. Ветер заносил снегом дорогу. В проезжаемых деревеньках кое-где мерцал свет. Я часто ранее проезжал по этой дороге, но никогда она не была такой таинственно-привлекательной.

Возможно на фото всё это выглядит как легкий кошмар, но в реальности ехать было восхитительно и волшебно.

Высказал Гене мысль: вот бы так до самой Руссы. Но нет - снова выезд на шумное Шимское шоссе, по которому до финиша каких-то 12 км. Снег частично покрыл дорогу, пришлось ехать по следу от колес машин. Спасибо водителям за проявленное понимание - нас объезжали с запасом, никто не сигналил. Надеюсь, и мы не причинили излишних неудобств.

Анишино. Заправка. Немного темноты и - уже виден свет фонарей. Старая Русса. Нескончаемая улица, два поворота, виадук через железную дорогу, еще поворот и - всё. Финиш. Объятия, поздравления, напитки разной степени крепости...

Это было здорово!

Спасибо всем, кто приехал!

Ждем на майской серии!

Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)
Старорусский Ледовый (который оказался Снежным)