Нашла в телеграмм канале Сергея Переверзенцева эпизод из учительской литературы, которая была свойственна русской традиции. Обрадовалась, что в каждом слове наших русских пастырей звучит простая истина, – человек, когда бы он ни жил, к какой бы цивилизации ни принадлежал, по природе своей остаётся всё тем же – Божиим творением, которое до сих пор подвержено соблазнам врага рода человеческого.
Миссия человека на земле была и остаётся прежней – духовно-нравственное совершенствование своей души. Без этого, ни у кого из живущих здесь не может быть будущего: ни у властного правителя, ни у подвластного чиновника, ни у народа.
*Давайте прочитаем внимательно, что говорили наши духовные наставники прошлого: как надлежит строить свою жизнь сейчас, чтобы у нас было будущее.
В этом отношении очень характерно наставление тверского епископа Семена (XIII в.), сказанное одному из князей. Этот короткий, но яркий текст, стоит привести полностью, ибо звучит он, несмотря на более чем семисотлетнюю отдаленность, крайне современно:
«Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: “Владыко, где будет тиун на том свете?” Епископ Семен отвечал: “Где и князь!” Князь же, рассердившись, говорит епископу: “Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут причем?”
И говорит епископ:
“Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, — только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустить на людей, вручив ему меч, — так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун с ним — в ад!”».
С подобными словами обращались к царям, князьям и боярам и другие отечественные духовные мыслители — прпп. Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, прав. Иоанн Кронштадтский, многие епископы и митрополиты. А некоторые давали развернутые советы по благоустройству государства, как, например, крупнейший церковный писатель XVI в. Ермолай, «во иноцех Еразм».
В сочинении «Правительница» (или «Благохотящим царем правительница»), которое было направлено царю Ивану IV Васильевичу, Ермолай «Прегрешный» (как он сам себя называл) предложил полновесный проект реформирования Русского государства на православных основах: опора на христианские идеалы любви и милосердия; необходимое участие всех сословий в благоустройстве общества; сильная царская власть, ответственная за подданных «до последних» перед Богом; реформа податного обложения и переустройство поземельного обеспечения военной службы; забота о земледельцах. Даже нормы взимания налогов Ермолай-Еразм обосновывал примерами из Священного Писания!
Ссылаясь на авторитет библейского героя Иосифа, сына Иакова, который, став фактическим правителем Египта, во время голода ввел налог в виде пятой части всего урожая (Быт. 47:24–26), Ермолай-Еразм предлагает царю заменить все подати крестьян (в том числе и денежные) одним натуральным налогом — пятой частью урожая. Нужно отметить, что «прегрешный» Ермолай был, наверное, единственным в ту эпоху мыслителем, который именно в русских крестьянах видел основу благосостояния Российского государства и потому столь искренне стремился улучшить их положение.
И конечно, важнейшая тема, над которой размышляли церковные пастыри на протяжении всей отечественной истории — тема России. Эта тема, напрямую и глубоко связанная с православной эсхатологией, была главной историософской проблемой в русской учительной и духовно-политической литературе.
Интересно, что тема России на протяжении всей русской истории развивалась в направлении освоения и углубления библейской традиции, когда смысловые и целевые установки существования России формулировались по аналогии с библейскими сюжетами и символами, ибо именно в Священном Писании, как в собрании абсолютных истин, русская духовно-политическая мысль искала ответы на свои вопросы.
Сама тема России возникла уже в первом отечественном духовно-политическом сочинении — в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Илларионом в середине XI в. Здесь Русь осмысливалась в контексте идеологем и символики Нового Завета, как освященная Христовой Благодатью. Значительный толчок к углублению библейских аналогий дало монголо-татарское иго. Тогда впервые формулируется идея гибели Руси и одновременно отыскиваются пути спасения Руси на основе православного самосовершенствования.
В дальнейшем, особенно в XV–XVI вв., размышления о России и русском народе приводят отечественных мыслителей к созданию оригинальных религиозно-мистических теорий народа-богоносца, народа-мессии («Послание на Угру» архиепископа Вассиана Ростовского, «Сказание о князьях Владимирских», послания старца Филофея, Великие Четьи Минеи, «Степенная книга царского родословия» и др.). В рамках этих теорий русский народ осмысливался как избранный Самим Богом для исполнения на Земле Его, Божественного замысла.
Избранность русского народа состояла в том, что он должен, обязан Богом нести особую духовную миссию для мира, помочь всему остальному миру достичь духовного совершенства; cвоей жизнью, а если понадобится и смертью, доказать миру возможность достижения нового духовного состояния.
Основу этим теориям составляет уже ветхозаветная традиция. Так и возникают символические идеалы-образы, которым должна соответствовать Россия: «Москва — Новый Царьград», «Третий Рим», «Новый Израиль», «Новый Иерусалим» и «Новый Сион». Тогда же складывается и идеал-образ «Святая Русь». Эти историософские символы и образы приобретали в русском сознании значение целевых и смысловых установок, ибо указывали путь Русскому государству и всему русскому народу к спасению. И реальная политическая практика должна была соответствовать этим символам и идеальным образам. Иначе говоря, политические лидеры России, в первую очередь государи, должны были своими действиями обеспечить достижение этих идеалов, обеспечить воплощение этих идеалов в жизнь.
Интересно, что основные черты, например, политической идеологии русского самодержавия, разработанные в духовно-политической и учительной литературе XVI–XVII вв., сохранялись в Российской империи и в XVIII — начале XX вв., да и сегодня они имеют значимое влияние в общественном сознании наших современников. А хранителями великих духовных смыслов России вновь стали духовные пастыри и подвижники.
Ведь именно в их трудах и в подвигах русских святых, продолжилась та мощнейшая духовно-политическая учительная традиция, подаренная нашему народу больше тысячи лет назад Святым Равноапостольным князем Владимиром и… неизвестным нам по имени греком-философом, который 1032 года назад всего лишь «нача глаголати сице»…