Наш Telegram - канал
Мы начинаем знакомить вас, дорогие читатели, с самыми интересными объектами, которые будут представлены в наших турах и экскурсиях. Один из них находится в Москве и называется Музей Гаража особого назначения. Гараж особого назначения (ГОН) - это подразделение Федеральной службы охраны России. Сотрудники ГОН обеспечивают безопасное передвижение президента России, премьер - министра, глав обеих палат парламента, а также лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами.
Музей Гаража особого назначения открылся в Москве в январе 2021 года. К 102 летию ГОНа, двухлетию Музея ГОНа мы подготовили несколько вопросов и ответов на автомобильную тему.
Как появился Собственный его Императорского Величества Гараж у Императора Николая II, какие автомобили работали в его гараже ?
В начале века Императора часто катал на своем автомобиле князь В.Н. Орлов. Царь описывал ощущения от поездок в дневнике. Однажды он застеснялся принимать приглашения князя и решил положить начало собственному автопарку. В распоряжение царской семьи в 1906 году купили автомобили "Делоне-Бельвиль" и два "Мерседеса". Два других автомобиля "Мерседес" обслуживали свиту. Еще одна машина этой марки (темно - зеленый лимузин) принадлежала дворцовому коменданту. Для решения служебных задач тогда же приобрели омнибус фирмы "Бенц". Гараж стал обзаводиться помещениями. В 1906 году началось строительство первого здания в Царском Селе, возле Александровского дворца. Затем к нему добавились еще два - в Петергофе и Царском Селе.
Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ) - подразделение Министерства императорского двора и уделов. Официально создано 18 февраля 1907 года для автомобильного обслуживания императора Николая II, его семьи и свиты. После отречения последнего российского монарха от власти 2 марта 1917 года СЕИВГ перешел в ведение Временного правительства.
Откуда взялось слово “фара”?
Слово “фара” происходит от названия острова Фарос недалеко от египетского города Александрия. На нем располагался Александрийский маяк - одно из 7 чудес света. Маяк был построен в 3 веке до нашей эры. Высота строения была около 120 - 150 метров.
На протяжении многих веков он был одним из самых высоких рукотворных сооружений в мире. Александрийский маяк сделал возможным проход кораблей в Александрийский порт. Он служил дополнительным ориентиром для моряков, наблюдательным пунктом за водой (военная угроза Александрии исходила в основном с моря, так как пустыня защищала город с суши).
Что такое “маскот”?
В начале эпохи автомобилей в моду вошли украшения, которые назывались “талисманами” - от французского слова “mascotte”. Это были небольшие красивые фигурки на передней части капота. По - английски они назывались "Hood Ornament"(“Украшение капота”). Обычно их изготавливали из нержавеющей стали, хромировали и полировали.
На автомобилях “Понтиак” талисманом часто была голова индейца, потому что сам настоящий Понтиак был вождем индейцев.
А талисманом автомобилей “ДеСото” была голова конкистадора, которым был Эрнандо де Сото (1498−1542). На капотах “Линкольнов”, “Бьюиков”, “Крайслеров” маскоты изображали волков, ягуаров, лебедей, орлов, пеликанов. Помимо животных автомобили украшали символы скорости: крылья, самолеты и ракеты, а также боги и богини.
Иногда фирменные скульпторы вдохновлялись мощными мужскими и элегантными женскими фигурами. Самый известный талисман, который до сих пор красуется на капоте “Rolls-Royce”, также является женской фигурой и называется "Дух экстаза". Этому талисману уже более 100 лет.
В 1945 году Ярославский автомобильный завод первым украсил свои автомобили фигуркой могучего медведя. Этот завод выпускал большегрузные автомобили “ЯАЗ-200”.
А самый известный советский маскот - это, конечно же, скачущий олень от Волги ГАЗ-21, который “скакал” на капоте машины до начала 1960-х. Автором фигурки стал сам конструктор “Волги ГАЗ-21” Леонид Еремеев.
Чтобы защититься от воровства, владельцы ночью откручивали красивого оленя и забирали его домой. Для завода изготовление талисманов было убыточным и оленя скоро убрали. В фильме "Кавказская пленница" есть эпизод, когда маскот с “Волги” откручивают аферисты Бывалый, Трус и Балбес. Правда, в фильме это не “Волга”, а немецкий автомобиль “Adler Trumpf Junior”. Намек режиссера на то, что талисман краденый.
В конце 1950-х покупателям перестали нравиться значки на капоте. Резко увеличилась скорость автомобилей. Выступающие вперед украшения могли нанести серьезный ущерб пешеходам при столкновении. Симпатичные игрушки привлекли внимание воров, которые снимали их, чаще всего для того, чтобы вернуть обратно за скромную плату. Ведь талисманы не считались запчастями и не продавались в магазинах.Так постепенно маскоты исчезли из обихода.
Как защищают машины для руководителей страны ?
Машины глав государств бронируют, вставляют в них пуленепробиваемые стекла с внутренним слоем из поликарбоната, который защитит пассажиров от осколков стекла. Делают аварийный выход из салона - через лобовое стекло или багажник, во внедорожниках - через люк в днище. Для защиты нужны специальные пуленепробиваемые колеса, которые позволят машине оставаться на ходу даже с проколотой шиной. Также в современном бронеавтомобиле, защищенном по высшему классу, предусмотрены системы пожаротушения и аварийной подачи чистого воздуха в салон на случай газовой атаки. Не исключены и лазейки, чтобы иметь возможность отстреливаться в случае нападения, плюс многочисленные системы связи и оповещения.
На сегодняшний день по европейскому стандарту существует семь степеней защиты от выстрела, которые обозначаются латинской буквой В и цифрой. Чем выше число, тем выше уровень защиты. Как правило, для VIP - персон автомобили бронированы на уровне В5 и В6 - такая броня выдерживает обстрел из пистолета или автомата Калашникова. Для руководителей государств обычно выбирают высший уровень В7 - спасает от выстрелов из снайперской винтовки. Бронекапсула должна защищать от подрыва взрывного устройства до 4 кг тротила под днищем.
В России есть свой ГОСТ Р50963-96, в нем шесть степеней. Но есть и более высокий, который носит обозначение 6А.
Автомобильная броня может состоять не только из специальной стали, но и из алюминия, стекла, акриловых составов, поликарбонатов, керамики, тканей, пластиков. Функции безопасности также различаются и зависят от пожеланий клиента и дороговизны.
В целом современный бронеавтомобиль - технически чрезвычайно сложная и очень дорогая машина, построенная с использованием самых современных технологий и материалов.
Только в последние десятилетия броня спасла жизнь Рональду Рейгану, Хосни Мубараку, Эдуарду Шеварднадзе, Анатолию Чубайсу, Юнус-Бек Евкурову и еще многим государственным и общественным деятелям.
На каких машинах принимают Парад Победы на Красной площади?
В 1981 году “ЗИЛ - 115В” был подарен министру обороны Дмитрию Устинову. Всего на заводе имени Лихачева было построено три кабриолета для участия в парадах. Автомобиль с 20 - секундным складным тентом оснащался 7,6 - литровым атмосферным двигателем, а его максимальная мощность составляла 353 л.с.
В 2006 году на брусчатке Красной площади появились принципиально новые автомобили. Это были кабриолеты “ЗИЛ - 41041 АМГ”. По сути, автомобили с традиционной для парадных “ЗИЛов” внешностью базировались на шасси американских пикапов “GMC Sierra”.
В 2019 году на смену “ЗИЛам” советских времен пришли кабриолеты новой отечественной марки “Aurus”. Эти автомобили разрабатывались в рамках проекта “Кортеж”, который предусматривает целое семейство автомобилей представительского класса, включая седан Senat S600, лимузин Senat L700 и микроавтобус "Арсенал". В Музее ГОН есть подлинный экземпляр автомобиля “Aurus Senat Cabriolet”, в котором министр обороны России С.К.Шойгу принимал военный парад на Красной площади.
Что такое “кортеж”?
“Кортеж” (франц. cortège - торжественный поезд, шествие или выезд) это - машинный строй из двух или большего числа автомобилей, организованный для совместной показательной поездки участников мероприятия, либо для перевозки людей, нуждающихся в государственной или частной охране.
В любом кортеже, как служебном, так и гражданском, есть главный автомобиль - тот, в котором едет охраняемое лицо.
Почему Почетный эскорт работает на мотоциклах с "коляской"?
Кремлевский мотоэскорт - единственный в мире, который сопровождает VIP - персон снежной зимой. Но как раз для устойчивости на снегу и льду двух колес недостаточно. “Коляска” решает проблему.
Существует легенда, что сотрудники Федеральной Службы Охраны возят в ней специальный автомат или гранатомет. Но это неправда, как и то, что мотоциклисты возят кого - то в “коляске”.
Приглашаем Вас совершить поездку в Москву с посещением Музея Гаража особого назначения. Вместе с нами Вы увидите уникальную коллекцию: свыше 50-ти автомобилей и мотоциклов. Это модели из гаража последнего российского Императора и руководителей Советского государства и современной России, машины сопровождения и мотоциклы Почетного эскорта. Среди центральных экспонатов - автомобиль “Aurus Senat Limousine”, доставивший Президента России В. В. Путина на церемонию инаугурации в мае 2018 года.
Следите за новостями в нашем Telegram-канале!