Не за горами экзаменационный период, когда абитуриенты сдают ЕГЭ. На этой почве очередную волну популярности набирает вопрос: “Как правильно настроить ребенка к сдаче экзамена и не сойти с ума? Как ребенку, так и родителю?”
Отвечаю! Начинать подготовку нужно именно родителю с самого себя. Первое и главное, что надлежит сделать родителю — это поставить под сомнение то, что говорит педагог с позиции страхов. Когда педагог говорит: “Ай-ай-ай, ой-ой-ой, если Ваш ребенок не сдаст, то с ним будет это и то”. То есть, когда учительница играет в ясновидящего. Вот это первое и главное, что нужно понять. Потому что никто и никогда не может знать, как ситуация будет складываться. Тем более, что все чаще звучит идея сложившуюся экзаменационную систему отменить.
Второе. Родитель должен четко понимать, что если по каким-то причинам что-то не сложилось сейчас, то в принципе, есть возможность хоть каждый год это все пересдавать. Это очень важный фактор, который нужно признать.
Третье. Нужно в обязательном порядке трезво и здраво оценить действительные способности ребенка. Это сделать несложно, потому что в интернете доступны все экзамены ЕГЭ за предыдущие 5-15 лет. И можно взять и провести пробное тестирование совершенно свободно. И есть для этого специалисты, которые помогут это сделать. То есть, нужно выяснить реальный порядок вещей.
Четвертое. Далеко не у каждого школьника, но почти у каждого родителя есть четкое представление о том, какой он видит дальнейшую судьбу своего ребенка. Здесь очень важно избежать пафоса и реплик о том, что солнце должно быть теплым, трава зеленой и дети не должны болеть и так далее. Потому что все это на самом деле не так. И погода бывает плохой, и дети болеют, и далеко не каждый может поступить туда, куда хочет. Поэтому здесь очень важно родителю понимать, что есть что-то такое, что сопряжено с возможностями ребенка.
Это ни в коем случае не должно умалять стремление ребенка сдать экзамен на «хорошо», но это должно снять с него напряжение. Ему надо сказать, что если вдруг по каким-то причинам сложится так, что ты не поступишь в этом году, то мы сконцентрируемся на том, чтобы подготовить тебя и к ЕГЭ, которое можно будет сдать в следующем году, и к поступлению в то учебное заведение, которое ты захочешь. Здесь речь идет о том, что мы планируем, чтобы ребенок поступал в какое-то учебное заведение, и если это не сложится, то это не означает, что можно будет заниматься чем угодно и сколько угодно много, это будет означать, что мы будем продолжать подготовку.
“Мы” — это не оговорка, здесь важно то, что так или иначе вся семья будет включена в этот процесс. Поэтому самое главное — это донести до ребенка, что излишнее волнение здесь не нужно, мы вкладываем в ситуацию максимум всего, но у нас всегда есть план “Б” к которому мы придем, если план “А” провалится. Здесь мы четко должны понимать, насколько к этому ребенок относится серьезно. Потому что есть дети, которые обладают тревожно-мнительными чертами характера. И наша задача — снять лишнюю тревогу, чтобы ребенок был максимально продуктивен.
Последнее. Если мы действительно хотим ребенку помочь, то нам крайне необходимо сформировать для него соответствующие условия, в рамках которых он сможет проявить себя с максимально лучшей стороны. Не загонять его за учебники, а как раз наоборот устроить распорядок дня так, чтобы ребенок мог весь этот объем материала поглощать. Ну, при условии, что он не делал это, например, на протяжении целого года.
Пожалуй, здесь можно добавить еще лишь то, что для более успешной сдачи нужно, чтобы организм работал более качественно. А для этого нужно, кроме распорядка, еще соответствующий химический баланс. Витамины и вещества, которые улучшают обменные процессы. Правильно организованное помещение, проветриваемое, с оптимальной температурой и так далее. То есть, все, что касается психофизиологических реакций.