Собака, как считается – первое прирученное человеком животное. Случилось это примерно двадцать тысяч лет назад и, с тех пор как известно, собака – друг человека. Хотя не везде.
Образ собак в античности, на протяжении длительного времени менялся и часто носил двойственный характер. С одной стороны это животное считалось нечистым (возможно из-за периодического агрессивного поведения и привычки справлять нужду в общественных местах), с другой как верный товарищ и друг.
Помимо отношения социума, собак часто олицетворяли как сакральных животных. К примеру в Греции они ассоциировались в первую очередь с Гекатой, богиней лунного света, магии, колдовства и всего таинственного. На самых первых изображениях божество представлялось в виде женщины с собачьей головой, окруженной собакоподобными демонами. В мифах Гекату всегда сопровождали духи не упокоенных мёртвых, а также жуткие псы, чей лай был предвестником смерти. В качестве обряда задабривания и очищения, богине приносили в жертву собачьих щенков.
Вообще эти животные часто использовались в качестве жертвенных. К примеру при закладке дома или оборонительной стены.
Фиксируются также случаи, когда собак хоронили вместе с людьми. Такие погребения находят в очень ранних периодах греческой истории. Ещё со времён Микенской Греции. Считается, что псы в этом случае выступали в качестве проводников умерших в загробный мир.
Вот как Гомер описывает похороны Патрокла (персонажа поэмы «Илиада»)
«Быстро сложили костёр, в ширину и длину стоступенный…
Страшной силой поверг на костёр, глубоко стеная.
Десять псов у царя, при столе его вскормленных, было;
Двух из них заколол и на сруб обезглавленных бросил;
Бросил туда ж и двенадцать юношей храбрых троянских,
Медью убив их…»
В труде философа римского времени Плутарха (I век нашей эры) также описано, что многие эллины приносят в жертву собаку ради милости к тем, кто рождается в их доме.
Археология также подтверждает факт жертвоприношения собак. К примеру, в Сиракузах (храм Артемиды), в Афинах, а также в Эретрии (небольшой приморский город в современной Греции) в колодцах обнаружены частично сохранившиеся следы собак, а также различная жертвенная утварь, такая как монеты, детские вещи и предметы быта.
Однако почему собака?
Вопрос очевидный, но однозначного ответа на сегодняшний день нет. Археология однозначной информации дать не может, а в письменных источниках объяснений пока не обнаружено. Тем более, что помимо собак в жертву приносили достаточно много и других животных. Есть интересное мнение некоторых исследователей, что собака в ряде случаев могла приноситься в жертву вместо более ценных сельскохозяйственных животных, таких как коровы или овцы. Потеря собаки не так болезненна для хозяина, особенно если это старая, больная или искалеченная особь.
Версия конечно хорошая, но претендовать на истину она пока не может. Во-первых далеко не все найденные собаки были принесены в жертву, во-вторых не все из них были старыми или несли на себе следы повреждений. Так же встаёт вопрос о этической стороне общения древнего эллина с богами. Учитывая то, что античная традиция общения с высшими сущностями предполагала некоей формы договор, где жертва выступала в качестве оплаты, с трудом представляется ситуация, в которой за старую больную собаку можно было получить качественную услугу. Так что эта часть истории всё ещё остаётся закрытой для исследователей.
Проблема изучения и трактовки таких захоронений (жертвенных животных) заключается конечно в недостаточном объеме раскопок по направлению, а также что важно в большом количестве бытовых погребений животных. Крайне велик соблазн принять обычную яму для сброса мёртвых или больных зверей, с планомерным жертвенным обрядом. Время особо не делает различий в этих артефактах.
В целом, факт использования собак в античности в качестве обрядовой жертвы, сомнений не вызывает. Однако объем этих ритуалов, а также трактовка уже найденных и будущих захоронений всё ещё требует всестороннего и пристального изучения.
Источники:
1. «Кости животных и птиц из раскопок «Верхнего города» Фанагории.
Добровольская Е. В.; Завойкин А. А.
2. «О захоронениях собак на поселении Голубицкая 2»
Журавлёв Д. В.; Саблин М. В.; Строков А. А.
---
На этом пожалуй всё. Надеюсь Вам понравилось.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь. Вам не сложно, мне приятно.