Найти тему

Так ли уж необходимо играть по нотам на первоначальном этапе?

Большинство преподавателей усматривают в длительном периоде безнотного разучивания опасность того, что ученики будут плохо знать ноты и вследствие этого останутся музыкально безграмотными и отрезанными от богатейшего мирового музыкального наследия, которое, конечно же, изложено в нотах. Среди музыкантов это будет равносильно неумению читать и писать в цивилизованном обществе.

-2

Но знание букв не означает их качественное и быстрое воспроизведение, а говорить ребёнок учится вообще независимо от получения навыков чтения и письма.

В своей методике «Ручные пьесы-упражнения» я предложила разделить развитие исполнительской техники и освоение нотной грамоты на разные задачи на первоначальном этапе. Безнотный период разучивания программы в ней хоть и длиннее обычного, но он встроен в систему. Нотное чтение в системе начинается с первых уроков, но поначалу оно отделено от исполнительской практики. Таким образом, и ноты осваиваются лучше, так как в освоении нотной грамотности есть характерные этапы, которые совершенно не совпадают с этапами и потребностями технологии формирования исполнительских навыков. В то же время и исполнительская техника развивается быстрее, если процесс не тормозится отсутствием в начале обучения опыта чтения нот. Постепенно количество материала, разучиваемого без нот, сокращается, а по нотам – увеличивается.

-3

Почему необходимо делить задачи? Потому что есть сборные процессы, то есть те, которые могут развиваться параллельно, где мы можем изучать что-то отдельно, а потом начать соединять, а есть последовательные, когда нельзя овладеть определённым навыком, не овладев предыдущим. Например, нельзя научиться читать, не изучив буквы, невозможно научиться умножать, не зная сложения. Навык чтения нот приобретается долго и требует времени (вспомните, сколько вы учились читать буквы и слова), развитие техники связано с моторными процессами, которыми природа наделила нас для выживания, поэтому они корневые и очень скоростные. Даже у грудных детей уже есть рефлексы, хватательные движения и так далее. Когда человечество изобрело письменность? Не так уж давно. А мелкая пальцевая техника была в ходу у предков человека множество миллионов лет назад.

-4

Смешивая процессы разных типов и скоростей, вы рискуете замедлить быстрые и помешать качественному и правильному развитию медленных.

На рисунке ниже синим цветом выделен период безнотного разучивания произведений, зелёным – нотного. Красная линия – примерное время перехода от безнотного к нотному разучиванию. Кто-то справляется с переходом быстрее (белый или жёлтый пунктир), кто-то медленнее (розовый и чёрный пунктир). На рисунке показано, сколь малую часть общего времени обучения занимает период безнотного разучивания пьес даже несмотря на то, что в методике «Ручные пьесы-упражнения» он существенно увеличен по сравнению с традиционным совсем маленьким донотным периодом. Кстати, наш БЕЗнотный ПЕРИОД РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ я не называю ДОнотным, так как чтение нот мы начинаем с первого урока: сначала чтение ритма, затем подключаются азбуки. Фактически донотный период в нашей методике отсутствует, а вот период БЕЗНОТНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ПЬЕС удлинён. Но, глядя на рисунок, мы понимаем, что этот период по сравнению с нотным всё равно очень мал. И не стоит, совершенно не стоит волноваться по поводу того, что дети останутся неграмотными в нотном отношении. С нотами здесь всё в порядке! А вот исполнительская техника получает в самом начале хороший свободный старт и развивается быстрее, чем при традиционном обучении.

-5