Именно так называется двулогия, которую я отыскала вчера на просторах интернета. Фильм зацепил, не смотря на некоторую его наивность и шероховатость. Вечные темы отцов и детей, учеников и учителей, спасателей и жертв, социального неравенства, наконец. Да, дорогие мои мечтатели о прошлом, в Советском Союзе существовало социальное расслоение, и проникнуть в более "высокую" касту в те времена было гораздо сложнее, чем сейчас.
В 1983 году появилась повесть Вениамина Каверна — «Шестнадцатилетие», фильм по ней вышел на излете советской эпохи —— в 1988 году. Для меня стало открытием, что по произведению одного из самых романтических авторов СССР снят еще один фильм. Однако романтики в "Загадке" и "Разгадке" вы не найдете. А вот неприглядные стороны человеческого естества: коварство, подлость, двуличие, слабохарактерность показаны также ярко и объемно (местами даже утрировано), как и в "Двух капитанах".
Фильм о том, как взрослый, но наивный человек, живущий книжными истинами, возомнил себя талантливым и многоопытным режиссером в театре человеческих судеб. Роль учительницы-"режиссера" сыграла (нет, прожила, переболела, прочувствовала) талантливая и самобытная актриса Галина Петрова. С ее монолога и начинается картина. Игра до такой степени убедительна, что поначалу я решила, что смотрю документальные кадры (в перестроичное время было модно вставлять в художественные фильмы кусочки реальных интервью с простым людом).
Глядя на эту историю из наших дней, я удивляюсь, до какой степени тонко и точно показана психология так называемого Спасателя. В общем-то вполне распространенный типаж среди советских тетушек. Однако в 1983 году (период создания повести) было не особенно принято разбирать теории Карла Юнга и Роберта Карпмана. Да что уж говорить, было совсем непринято. Напротив, вмешательство общественности в жизнь члена общества или мудрого классного руководителя — в жизнь учеников считались социально приветствуемым, образцовым поведением.
Вот только ученики уже не так просты и наивны, как их учитель. И наша героиня, возомнившая себя режиссером, оказалась в итоге статисткой (или пешкой в чужой игре). Но и реальная жизнь тоже куда сложнее, чем представления о ней юных интриганов, поэтому в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля и увлекательная игра превращается в страшную трагедию. Необратимость. Ничего уже не исправить. И ничего не объяснить этой непробиваемой спасательнице, живущей в параллельной реальности, — она так и не поняла, что и по чьей вине произошло.
Если откровенно, я и сама сделана в СССР и воспитана советскими женщинами с книжной моралью. И тоже зачастую не могу удержаться от удовольствия кого-нибудь облагодетельствовать, взять под опеку, научить жить. Именно поэтому столь резки мои слова в адрес главной героини фильма — они адресованы в первую очередь самой себе. А героиню Галины Петровны несомненно жаль. И очень противно, когда лживые, лицемерные люди используют отзывчивых и добросердечных, когда доброту принимают за слабость, честность и открытость — за скудоумие. Вот только бы разобраться, где доброта, а где самолюбование и игра в Спасателя.