Найти тему
Ловлю моменты

"Загадка" и "Разгадка" от Совесткого телевидения

Именно так называется двулогия, которую я отыскала вчера на просторах интернета. Фильм зацепил, не смотря на некоторую его наивность и шероховатость. Вечные темы отцов и детей, учеников и учителей, спасателей и жертв, социального неравенства, наконец. Да, дорогие мои мечтатели о прошлом, в Советском Союзе существовало социальное расслоение, и проникнуть в более "высокую" касту в те времена было гораздо сложнее, чем сейчас.

Хозяева жизни времен СССР в исполнении Натальи Назаровой и Юрия Богатырева
Хозяева жизни времен СССР в исполнении Натальи Назаровой и Юрия Богатырева

В 1983 году появилась повесть Вениамина Каверна — «Шестнадцатилетие», фильм по ней вышел на излете советской эпохи —— в 1988 году. Для меня стало открытием, что по произведению одного из самых романтических авторов СССР снят еще один фильм. Однако романтики в "Загадке" и "Разгадке" вы не найдете. А вот неприглядные стороны человеческого естества: коварство, подлость, двуличие, слабохарактерность показаны также ярко и объемно (местами даже утрировано), как и в "Двух капитанах".

Фильм о том, как взрослый, но наивный человек, живущий книжными истинами, возомнил себя талантливым и многоопытным режиссером в театре человеческих судеб. Роль учительницы-"режиссера" сыграла (нет, прожила, переболела, прочувствовала) талантливая и самобытная актриса Галина Петрова. С ее монолога и начинается картина. Игра до такой степени убедительна, что поначалу я решила, что смотрю документальные кадры (в перестроичное время было модно вставлять в художественные фильмы кусочки реальных интервью с простым людом).

Фильм начинается с монолога Галиной Петровой
Фильм начинается с монолога Галиной Петровой

Глядя на эту историю из наших дней, я удивляюсь, до какой степени тонко и точно показана психология так называемого Спасателя. В общем-то вполне распространенный типаж среди советских тетушек. Однако в 1983 году (период создания повести) было не особенно принято разбирать теории Карла Юнга и Роберта Карпмана. Да что уж говорить, было совсем непринято. Напротив, вмешательство общественности в жизнь члена общества или мудрого классного руководителя — в жизнь учеников считались социально приветствуемым, образцовым поведением.

Ученица, она же несчастная жертва), взятая под опеку главной героиней (актриса Галина Струтинская)
Ученица, она же несчастная жертва), взятая под опеку главной героиней (актриса Галина Струтинская)

Вот только ученики уже не так просты и наивны, как их учитель. И наша героиня, возомнившая себя режиссером, оказалась в итоге статисткой (или пешкой в чужой игре). Но и реальная жизнь тоже куда сложнее, чем представления о ней юных интриганов, поэтому в какой-то момент ситуация выходит из-под контроля и увлекательная игра превращается в страшную трагедию. Необратимость. Ничего уже не исправить. И ничего не объяснить этой непробиваемой спасательнице, живущей в параллельной реальности, — она так и не поняла, что и по чьей вине произошло.

Если откровенно, я и сама сделана в СССР и воспитана советскими женщинами с книжной моралью. И тоже зачастую не могу удержаться от удовольствия кого-нибудь облагодетельствовать, взять под опеку, научить жить. Именно поэтому столь резки мои слова в адрес главной героини фильма — они адресованы в первую очередь самой себе. А героиню Галины Петровны несомненно жаль. И очень противно, когда лживые, лицемерные люди используют отзывчивых и добросердечных, когда доброту принимают за слабость, честность и открытость — за скудоумие. Вот только бы разобраться, где доброта, а где самолюбование и игра в Спасателя.