Разгрузка грузовых самолетов "ИЛ-76" в Кабуле силами десантников, как это не смешно звучит, но была для нас настоящим увольнением в город.
Обычно заправлял разгрузочной командой лично старшина роты, наш гвардейский доблестный, контуженый и надежный. Огромный старший прапорщик. В саму команду людей набирал не он, этим занимался самый почетный дедушка, старшина второй роты связи, в прямом смысле Миха Калабаха, тот что вышел из солдат и сержантов. Он был немного похудей чем прапорщик, качок и боксер, но тоже настоящий десантник ростом 185 сантиметров от каменистой поверхности Кабула.
То есть, Миха составлял список на специальном бланке членов разгрузочной команды, куда входили как правило все дембеля и деды и особо отличившиеся черпаки и за редким исключением один, два слона из молодых рядовых нашей роты. Попасть в разгрузочную команду означало одно, тебя не просто приняли в семью, а тебе доверяют всецело старики, что ты не стукач и не проныра, напротив нормальный такой свой парень. Был еще и следующий, высший уровень доверия, но об этом в следующий раз расскажу.
Миха составлял списки личного состава очень быстро, реально в течении 10-15 минут Земного времени, пока рота отдыхала и расслаблялась после завтрака. Деды на перебой кричали: "Миха, меня не забудь! И меня...".
В воскресенье нужно было реально смыться из модуля, в противном случае тебе солдат найдут работу за всю роту и еще будут тролить и подтрунивать, мол на аэродроме все парни вкалывают, а ты тут тащишся по службе. Ситуация страшная, особенно для деда ВДВ.
Да, забыл сказать, что как правило это было воскресенье, в другие дни нашу роту никогда не выдергивали на разгрузку самолетов. Такое клевое мероприятие проходило всего один раз в месяц, все роты 103-ей ВДД назначались на разгрузку по очереди и батальоны боевые и роты обеспечения. Насколько я помню отдельная 80-я ОРР не назначалась никогда на разгрузку, разведке давали в воскресенье отдохнуть, тупо валяться в кроватях, ведь в понедельник опять уйдут в поиск или засаду.
Список разгрузочной команды относили прапорщику, он сразу докладывал папе-ротному командиру и тот ставил свою подпись под списком убывающих на аэродром. Так в чем же был блеск принятия в разгрузочную команду, все просто. Мы шли словно в увольнение, в рабочих бушлатах, налегке. Ремни висят, как о грузчиков в порту. На аэродроме и в международном аэропорту можно было впервые без оружия и броников, поваляться на скамейках, посмотреть на гражданских людей, на такие же самолеты прибывающие с разных концов света. Потом начиналось интересное, Прапорщик куда-то убегал, потом прибегал и мы шли к приземлившемуся недавно самолету. Красота, если пришлось разгружать товары народного потребления, но чаще было, что бараньи тушки из республик Средней Азии и мешки с мукой. Обычно за три часа мы разгружали 2-3 самолета и отправлялись домой.
В тот раз второй ИЛ был как раз с хорошим товаром для военных магазинов, понятно, что для офицерского состава гарнизона. Скорее всего еще и для дипломатического корпуса и советников в самой столице Афганистана. Коробки с солнечными очками, экспортный кофе -Люкс, сгущенка, соки, печень, конфеты. Какие-то вещички широкого народного потребления. Вот тут деды и дембеля ободрились и разгрузка шла очень быстро. Женщина бегала и все причитала: "Ничего не берите ребята! Ничего не трогать! Все посчитано!"
Самолет был разгружен и отпущен под загрузку. КАк всегда обратно в него грузили большие деревянные коробки, последний путь домой. Этим занималась специальная команда солдат. Возможно даже не с нашей дивизии. Я старался не смотреть и не думать об этом. Мысленно мы жалели братишек и больше ничего.
Построились и молча шагаем в батальон, ворота аэродрома за нами захлопнулись. Деды ржут, под бушлатами что-то есть, я не знаю, мне не интересно, я смотрю на небо, птичек, дышу, смотрю на вертушки и взмывающие в небо самолеты.
Пришли в роту выставили все на табуретки. Миха доволен, добыли десять пар солнцезащитных очков и порядка пятнадцати банок растворимого кофе. Теперь все это трофейное добро надо спрятать, чтобы ни одна "крыса" не нашла. Я читаю газету, деды все сделали, кто-то стоит на шухере. Буквально через час прибегает в модуль та женщина в сопровождении офицера из штаба дивизии и молодого особиста и к нам бегом в кубрик. Тут и папа ротный заспанный и старшина прапорщик в мыли и боксерских перчатках.
"Это они украли мои очки и коробку с кофе!" - с разбегу закричала женщина.
"Прапорщик! Отвечайте, ваши солдаты взяли бакшиш!"- спрашивает особист.
"Откуда я знаю? Не знаю не-не-чи-го!"
Теперь особист и офицер штаба обратились к командиру второй роты: "Товарищ капитан, даем вашей роте полчаса, чтобы все вернули! Если нет, всю роту вместе с подпрапорщиком под арест и в следственную тюрьму в Кабул? Ясно?"
"Ясно, только не надо в таком тоне... Привыкли солдаты все вам бесплатно разгружают! Сами тогда и разгружайте! Сейчас проведу работу. Если мои значит в штаб с посыльным принесем..." - недовольно ответил наш командир.
Посторонние люди ушли, ротный ругался минут десять. Рассказывал нам, что мы Воины-интернационалисты и полетим домой последним рейсом под новый год. Мы стояли в трусах и тапочках по стойке смирно. Словно в душу нам наплевали. Обидно было конечно. Противно и безразлично на все это дело нам стало. Пахло здесь какой-то явной несправедливостью, каким-то расслоением...
Миха сказал за всю роту: "Товарищ гвардии капитан, сейчас поищем, что найдем принесем в каптерку старшине, нет проблем! Все как обычно, визг подняли из-за нескольких маленьких баночек кофе..."
Миха дал приказ дедам и десять банок кофе и столько же очков вернулись на табуретки. Пять банок, на сколько я помню остались в роте. Решили стоять до конца и идти в отказ, если снова придут допрашивать. Сам прапорщик все добро отнес в штаб дивизии. Женщина была довольна, не ожидала, что очки отдадут. Дать хотела прапорщику банку кофе, он отказался. На этом история закончилась и вскоре забылась. Думаю, она была типичной для всей нашей 40-армии брошенной за чем то в горы Афгана. Может быть за тем, чтобы у дипломатов в Кабуле были новые очки на носу и кофе марки - "Люкс" в китайской чашечке из тонкого фарфора. Не знаю. Мы были солдатами и через несколько дней пошли колонной...
Это уже другая история.
© Александр Елизарэ
Роман >>> "РЯДОВОЙ для АФГАНИСТАНА"
Благодарность желающие могут выразить здесь: https://yoomoney.ru/to/4100110914969469
Сбербанк: 2202 2004 1450 8554
Вам может быть интересно:
- Медицинские братья в учебной войсковой части ВДВ в Каунасе
Благодарю за 👍 ! Подписывайтесь на канал Елизарэ-Фильм
Делитесь в Соц.Сетях! Комментируйте, буду рад ответить на ваши вопросы.