Найти тему
647 подписчиков

Как мы понимаем "телевизор"

Как строятся взаимоотношения со СМИ в западных странах и в России? Есть ли какая-то разница в подходах к восприятию информации? Кажется, что она есть.

Как строятся взаимоотношения со СМИ в западных странах и в России? Есть ли какая-то разница в подходах к восприятию информации?

Кажется, что она есть.

Человек западной цивилизации воспринимает СМИ как источник информации. Более того, человек западной цивилизации, как правило, сильно занят на работе. Ему некогда думать. Ему необходимы ориентиры. Он получает в СМИ не только "фактологическую информацию". Ему необходимо сразу показать, как ее воспринимать, и что она означает.

Почему термин "фактологическая информация" взят в кавычки? Да потому что, как показывает жизнь, фактологическая информация в СМИ не всегда является таковой. Она может лишь походить на оную. Так, например, фактологическая информация "кто-то обстрелял кого-то" может быть верной, а может быть ложной. Степень этой ложности может быть разной: начиная с того, что обстрела никакого не было, заканчивая тем, что обстрелял не первый второго, а второй - первого.

Так вот, человеку западной цивилизации помимо информации о том, что "кто-то обстрелял кого-то" необходимо также объяснить, что это значит, и как к этому относиться. А самое главное - ему необходимо объяснить, как это изменит его, западного человека, жизнь. Если его жизнь это никак не изменит, то ему по результату будет совершенно все равно, кто и кого там обстрелял и обстрелял ли, вообще.

Если же человеку западной цивилизации будет указано на то, что последствия этого события для человека будут, то надо объяснить, что необходимо сделать этому человеку, чтобы эти последствия предотвратить и минимизировать.

В общем, ему, человеку этому, все необходимо получить из СМИ: и "факты", и последствия, и что ему с этим делать.

Проблема в том, что при таком "слепом" подходе к восприятию информации из СМИ, людьми очень легко управлять и манипулировать. Но в этой статье не это суть.

Теперь по поводу России. В России, в среднем, люди обладают более критическим мышлением. И восприятие СМИ у них иное. Нашим людям, как кажется, СМИ необходимо для того, чтобы понимать, что они не одни, создать некое ощущение общности людей с похожим мышлением. В России люди ищут в СМИ подтверждение того, что они правы, что они мыслят в верном направлении. В России людям необходимо чувствовать единство.

Человеку в России не до конца отбили чувство братства, чувство народа, не до конца вогнали в эгоцентризм, не до конца разделили, сепарировали.

Соответственно, и слушает человек в России СМИ тогда, когда они транслируют ему то, что он сам и так думает и к чему сам пришел. Вот такой получается парадокс. И тот журналист или ведущий пользуется популярностью в массах, который транслирует в общество мысли этого общества. И, наоборот.

Информацию же фактологического характера народ привык проверять, поэтому обмануть его не очень то и получится. Не привык народ в России слепо верить СМИ. Доверие необходимо заслужить.

Можно, безусловно, искать плюсы и минусы каждого из таких подходов, но это не меняет рассмотренной разницы.