Вы никогда не задумывались, зачем в фильме «Белое солнце пустыни» нужен персонаж Верещагина? Бывшего начальника царской таможни могло бы в нём и не быть, но при этом сюжетная линия главных героев никак бы не изменилась. Так зачем он нужен — только ли ради яркого образа? Нет. На самом деле через Верещагина проходит нить смысла всего фильма. Верещагин — это тень товарища Сухова.
Как ни странно, но этот фильм о том, как семейная жизнь может превратить мужчину в тряпку. Не случайно в нём так много акцента на всякого рода жёнах.
Вот смотрите.
Сухов, бравый солдат, на пути домой. Он устал от службы и мечтает о том, как его встретит жена и как затем они будут жить тихой семейной жизнью.
Верещагин когда-то был таким же, как и Сухов, но к моменту событий фильма он превратился в жалкого пьяницу. Таким его сделала семейная жизнь. А конкретно — любовь жены.
Сухов — эталон мужественности, настоящий герой. Он не проходит мимо чужой беды. Пока не проходит…
Верещагин в душе такой же, но закрывать глаза на творящийся вокруг беспредел его вынуждает любовь жены. Что его и съедает.
Жена:
– Ты что мне говорил, ты какие клятвы мне давал? Не ходи с ними, погубят тебя ни за грош.
Верещагин Сухову и Петрухе:
– Вот что, ребята. Пулемёт я вам не дам.
Верещагин Сухову:
– На дворе павлинов видел?
– Видел
– Вот на них сменял мундир-то...
Подразумевается, что как только Сухов дойдёт до дома, с ним случится то же самое, что и с Верещагиным. В начале этой истории он уже пытался пройти мимо из-за постоянных грёз о жене и доме.
– Сухов, ты возьми женщин в своё распоряжение, а мы пока Абдулу поймаем.
– Да что ж мне всю жизнь по этой проклятой пустыне мотаться?
Сухов хочет жизни Верещагина, а Верещагин хочет жизни Сухова.
В глубине души Верещагин хотел бы освободиться от любви жены, чтобы вновь почувствовать себя мужиком, героем. Это и символизирует тот момент, когда он запирает жену в доме, решаясь таки помочь Сухову.
Он действует слишком поздно, от него уже ничего не зависит, кроме одного — он всё-таки возвращает своё мужское, хоть это и заканчивается для него фатально.
Этот же принцип верен и по отношению к другим героям фильма.
Например, подчеркивается, что Абдулла – хороший воин. А почему? Вспоминаем, с чего началась завязка сюжета фильма. С того, что Абдулла решил избавиться от своих жён, которые стали для него обузой... То есть для Абдуллы важна не любовь женщин, а авторитет среди мужчин. Гарем для него всего лишь его собственность, вещи, от которых он может избавиться в любой момент. Именно поэтому Абдулла и хороший воин.
Итого у нас получается. Сухов — мужик, которому предстоит попасть под зависимость от желаний женщины и расклеиться, как Верещагин. Верещагин — мужик, который попал под зависимость от женщины, но под конец своей жизни сумел вырваться и ушёл как мужчина. Абдулла хоть и бандит, но был мужиком до конца.
Единственный персонаж, который так и не узнал, что значит быть мужчиной, по этой логике, — Петруха. В фильме не случайно акцентируется внимание на том, как он несколько раз просит Гюльчатай показать ему своё личико. Это символизирует то, что он слишком сильно нуждался в любви женщины. Именно из-за своего внимания к Гюльчатай он потерял бдительность и поплатился за это.
– Гюльчатай, открой личико
Вот об этом замечательный советский фильм «Белое солнце пустыни».
© Сергей Душевный