Найти тему
Гримерка

Конец тёмных времен.

В процессе переваривания событий последних лет я и сам не предполагал, в какой объем информации эти рассуждения могут превратиться. В своем блоге я всегда стараюсь больше рассказывать про собственный опыт, не претендую на статус главного организатора всея Руси, коим я, разумеется, не являюсь. Поэтому телепортируемся в г. Пермь, 2022 год, расскажу, какие проекты нам все же удалось провести и как на нас повлияла новая реальность.

Постепенное снятие ограничений стало ощущаться на практике весной, когда состоялся первый за долгое время концерт на большой площадке, это было выступление Дианы Арбениной с сидячим танцполом, куда я естественно пришел посмотреть, что к чему. Клубные выступления набирали обороты, я заходил на концерты Гуфа, Доры, NЮ, Gayazovs Brothers, а мы провели перенесенную Диско 90-х. Что меня удивило и одновременно успокоило - большое количество зрителей, которые явно соскучились по ивентам после затяжной пандемии. В целом я всегда по возможности стараюсь посещать чужие концерты, чтобы посмотреть, как работают другие.

Ровно в то же время нам предложили поадминистрировать концерт группы "Ария", который после одного переноса встал на начало июня. Хоть я и писал в прошлой части, что не сторонник таких схем, но это был один из этапов формирования новой постковидной реальности. И дабы меня не поняли неправильно, повторюсь, что ничего не имею против администрирования, если партнер хороший, а проект интересный. Плюсом ко всему мы были относительно свободны весной и естественно испытывали определенной чувство тоски по работе. Вдобавок перед нами возникла дополнительная миссия - показать людям, что концерты на больших площадках снова проводятся, все возвращается на круги своя, нужно было поднимать уровень доверия зрителей после огромного количества отмен, переносов, долгих возвратов (или невозвратов) денег за купленные билеты и т.д. Так что растущее количество проведенных мероприятий и анонсы новых ивентов формировали плодородную почву для дальнейшей работы. Накануне концерта Арии должны были состояться концерты Басты и Би-2. И теми, и с другими мы работали неоднократно, но уже давно дороги наши разошлись как раз по причине того, что администрировать концерты на условиях их туровых прокатчиков я бы точно никогда не стал. Би-2 по всем известным причинам не состоялись (давление властей), а Баста не собрал солдаут, но очень важно, что концерт вообще прошел и людей там было все же предостаточно. Был ли это постковидный синдром или не самое лучшее качество подготовки к концерту (о чем я говорил во 2-й части) судить не берусь, со стороны все было хорошо.

Концерт Арии прошел удачно, больше 1500 человек и рекордные сборы для группы в Перми за долгие годы. Аппетит как всегда приходил во время еды и план партнеров повышался от 1000 до 2000, однако я доволен как количеством зрителей (будний день в Перми после ковида), так и качеством шоу (здесь нужно отдать должное и группе и организаторам тура), все прошло более чем благополучно. Но в процессе подготовки пришлось столкнуться с новой реальностью лицом к лицу. Я уже писал про повышение гонораров со стороны артистов, но этим дело не закончилось. Стоимость выросла практически на все статьи расходов. Аренда зала стала выше, стоимость аппарата для выполнения технической части увеличилась, цены на рекламу выросли, логистика в буквальном смысле взлетела, дешевый инструмент рекламы в виде инстаграма исчез (это, на мой взгляд, одна из самых больших потерь для концертной индустрии). Что произошло в итоге? Правильно, смета раздулась очень ощутимо. Последствия? Цены на билеты стали серьезно выше. Я парился на этот счет и переживал, что это может сильно отразиться на покупательской способности, но на фоне общего роста цен это, судя по всему, не особо удивило зрителя. Однако про билеты по 1200 рублей, как это было раньше, теперь можно забыть навсегда. Если вдруг среди моих читателей или ваших знакомых есть люди, которые думают, что это организаторы нынче совсем уже оборзели и ломят цены, то знайте, что дело вовсе не в них, обстоятельства вынуждают. Более того, даже при взлете цен на билеты, маржинальность концерта для организатора значительно упала, так что здесь кроется очень занятный парадокс. Попробую объяснить это на абстрактных цифрах в периоды до ковида / СВО и после.
2019 год: смета на проведение концерта составляла 3 млн рублей. Средняя цена билета могла быть около 2300 рублей (от 1200 до 3500) и при ней проект собирал 1500 человек. В итоге выручка 3,45 млн и прибыль в 450 тысяч.

2022 год: предположим, что это тот же проект с потенциальной аудиторией в 1500 человек, но смета за счет увеличения всех статей расходов составляет уже не 3, а 4,5 млн рублей. Что делать? Повышать цену на билет, теперь его средняя стоимость должна быть минимум 3000, а это увеличение по сравнению с 2019 годом на 40-50%. При таком ценообразовании ценность проекта для зрителя должна сохраниться, то есть, зритель готов заплатить за концерт своего любимого исполнителя уже на 50% больше, и это его не смутит. Пусть средняя цена теперь будет 3200 рублей (от 1800 до 4500, например). Допустим, проект по-прежнему собирает 1500 преданных поклонников и выручка составляет 4,8 млн рублей, а прибыль в таком случае 300 тысяч.
Что произошло? Средняя цена билета и выручка могли вырасти до 40%, а прибыль с концерта упала на 30%. Само собой, эта формула не универсальна и не применима к каждому концерту. Возможно, за 3 года артист мог набрать огромную популярность и собрать уже не 1500, а 6000, средняя цена может быть не 2000, а 4000. Или при таком повышении средней цены билета на концерт могло прийти не 1500, а 700 человек. Здесь огромное количество вводных, оценивать и взвешивать которые необходимо организатору, полагаясь на свой опыт, учитывая особенности проекта / региона / обстановки и т.д. Соответственно, возлагая на себя всю ответственность за принятие решений и все возможные риски. Я, скорее, привел еще один из примеров того, как поменялся рынок, почему выросли цены, и почему не всегда это прихоть организатора (чаще всего не прихоть).

Я всегда с осторожностью относился к ценовому фактору и переживал за то, что резкое повышение может также резко уронить спрос на билеты. Это одна из особенностей регионов, где каждые 500 рублей представляют большую ценность, чем в столицах или крупных городах. Однако в 2022 году, рассчитывая сметы на свои новые проекты и проадминистрировав чужие, я решил, что двигаться мы будем в рыночных условиях, при этом максимально соблюдая свой основные принцип, что наши концерты должны быть доступны настолько, насколько это возможно в текущих реалиях, при этом точно не уступать остальным по масштабу и эффектности шоу, а даже их превосходить. Спойлер: получилось.

На горизонте была осень, а концерты на осень, как водится, планируются весной и летом. Еще в 2021 году я планировал вылететь из пандемии просто чередой крупных стадионов (Моргенштерн, Скриптонит, Артик и Асти), но кого-то за это время успели признать иноагентами, кто-то покинул РФ, а кто-то распался. На рынке нынче ожесточилась борьба за большие проекты, ведь их стало значительно меньше с учетом запрещенных артистов. В таких случаях выбор сужается уж очень значительно, поэтому мы работаем с друзьями. Не было сомнений в том, что мы точно проведем концерт JONY на большой площадке, как раз по причине того, что его концертный директор - мой хороший друг и коллега. Это был первоочередной и приоритетный проект. Летом во время дикого хайпа вокруг возвращения певицы МакSим, следующей целью стал ее концерт в Перми, и нам удалось его получить в числе первых городов тура. Напоследок мы решили поставить Дискотеку 90-х с расширенным составом на следующий же день после Jony, тем самым оптимизировав расходы, человеческие ресурсы команды, вдобавок закрыть гештальт перед проектом и зрителями за минувший перенос с большой площадки на маленькую. 3 стадионных концерта после долгой пандемии - это счастье, поверьте моему организаторскому опыту :-D. Горизонт планирования расширился (в 2020/21 году его не было), поэтому попутно мы начали подготовку к проектам текущим и выстраиванию зимнего календаря.

Поэтапно количество проектов увеличивалось, наступил период "концертного бума", о котором я писал в предыдущих частях. Масштаб этого бума сдержали лишь фактор запрета выступлений внушительного числа артистов и их эмиграции (Би-2, Земфира, Сплин, ДДТ, Noize MC и многие другие), а также невозможность работы с зарубежными исполнителями. Коллеги предложили администрирование стендапа Нурлана Сабурова, случилось это как раз после его нашумевшего тура по США. Я ожидал определенной доли хэйта от радикально настроенных людей, но на деле случился первый уверенный солдаут в сезоне при достаточно высокой цене за билет (самые дорогие были по 6000 рублей).

В сентябре мы с друзьями на неопределенный срок перебрались в Казахстан, почти месяц я прожил в Алмате, наблюдая за ситуацией в России и попутно поглядывая, что происходит на концертном рынке в Алматы. Про Казахстан можно было бы написать отдельный рассказ, что я, может быть, когда-то и сделаю, но глубоко анализировать и давать оценку этому рынку пока не могу из-за недостатка информации. От себя лишь отмечу, что Алматы - прекрасный город, где тоже любят концерты российских исполнителей, здесь есть прекрасная площадка Алмата-арена, аналогов которой нет, например, у нас в Перми. Я побывал на концертах Мота и Zivert, но что самое главное - здесь могут выступать многие артисты, кто вынужден был покинуть Россию. Поездка выдалась бы идеальной, если бы не мои грядущие концерты Jony, Диско 90-х и МакSим. На первые 2 события я точно никак не успевал попасть, а это означало то, что я впервые в жизни не буду присутствовать на наших стадионных концертах. Пришлось руководить ими удаленно, что не так уж просто, как могло бы показаться на первый взгляд. Здесь я хочу отдать должное всей нашей дружной команде, которая справилась на ура, учитывая все внешние обстоятельства. Объявление частичной мобилизации уронило продажи в несколько раз, а у некоторых промоутеров и вовсе до 0 (была даже отрицательная динамика за счет возвратов). Проведение концертов было под угрозой, поскольку многие артисты боялись выступать из-за общественного мнения, участники коллективов и музыкальных бэндов спешно уехали из страны и не знали, вернуться ли обратно в ближайшей перспективе. Сорвалось проведение административного мероприятия на одном из наших концертов, где планировалось поздравления района с юбилеем. В общем, по ощущениям в дверь снова стучались те самые темные времена, флэшбеки отмен и переносов замаячили на горизонте и моральное состояние рисковало оказаться на дне, если б я не испытал подобных потрясений во времена ковида. Хорошего было мало, но все же ситуация стабилизировалась достаточно оперативно и все запланированные мероприятия состоялись. Отдельно отмечу, что мы собрали полные залы, чем наверное можно (и нужно) гордиться, но я больше горжусь своей командой. Раньше у меня были определенные проблемы с делегированием, потому что казалось, что из-за нехватки опытных кадров был очень большой работы, который подвластен только мне и еще парочке людей. Но форс-мажорные обстоятельства иногда формируют позитивные результаты, и теперь я без какого-либо страха могу быть уверен, что даже если меня нет рядом, концерт пройдет хорошо.

Что касается фидбэка и моей небольшой рецензии по этим концертам.
JONY запомнился нам одним из самых объемных райдеров со времен Басты и одним из самых душевных и крутых концертов вживую. Я смотрел только видео, которые мне отправляли ребята, но комментарии всех присутствующих дали понять, что это новый стадионный герой, которому я желаю только развития и надеюсь, что мы еще поработаем и сделаем все еще круче, чем было.

Концерт МакSим - это явление ностальгии, было очень много пиара вокруг ее возвращения, который пока себя оправдывает. Что будет дальше, лично мне интересно: превратится ли Максим в Руки Вверх зависит от ее активности и ее менеджмента. Вообще, я думаю все заметили, что сейчас идет тренд роста популярности исполнителей на фоне ностальгии по юношеству. Руки Вверх собирают полные Лужники и футбольные стадионы, Звери взлетели на уровень Би-2, фестивали из звезд 80-х, 90-х и нулевых собирают огромные площадки. Я думаю, что это успешно будет продолжаться для тех артистов, кто вылезет из своей зоны комфорта (корпоративов за большие бабки) и поедет гастролировать с качественным шоу. Народ вырос, соскучился по концертам и готов на них ходить. Меня лично расстраивает качественная картина: теперь вместо Limp Bizkit и Prodigy российскому зрителю придется ходить только на концерты отечественных звезд. А это при всем уважении другая музыка и другое качество шоу. Да и в целом никто с отечественной сцены не заменит Rammstein или Coldplay, Филипп Киркоров не заменит выступление Тимберлэйка, и эти сравнения я могу перечислять долго. Но это еще один этап новой реальности. Теперь за определенные высказывания и произнесенные слова концерт могут отменить те силы, против которых бессилен любой организатор. Это те самые обстоятельства непреодолимой силы, которых можно избежать лишь молча, словив порцию хэйта с другой стороны. Не собираюсь особо дискутировать здесь о политике, но все же добавлю свое личное пояснение для тех, кто осуждает артистов за молчание. Да, у эти люди в большинстве случаев успели заработать себе (а кто-то и своим детям) на счастливую старость, но при этом они несут большую ответственность перед огромным количеством людей. Я уже описывал ситуацию во времена пандемии, когда без доходов остались не артисты, а их команды. Здесь картина чаще всего та же, только помимо команды артиста есть еще обязательства перед организаторами, перед зрителями, которые заплатили деньги за билеты. У организатора в свою очередь есть обязательства перед площадками и бесконечным списком контрагентов, необходимых для проведения концерта. Все это большие деньги и большая ответственность: артист может сказать что угодно, но завтра его тур отменят и в этой длинной цепочке где-то в ее конце из-за этого пострадают люди, которые могут остаться без работы. Да, вопрос сложный, где-то требующий заключения сделки с совестью, но я бы оставил право заключать / не заключать эту сделку за каждым индивидуально. Надеюсь, я выразил эту мысль корректно.

Что еще хотелось бы отметить, а точнее расшифровать относительно роста цен. У нас в городе значительно выросла стоимость аренды площадок, потому что они не частные, а государственные. Я бы посвятил этому отдельное рассуждение, потому что много чего хотелось бы сказать на этот счет, но пока скажу следующее. С 2019 года стоимость аренды одной из площадок в Перми выросло с 280 до 540 тысяч рублей, а вместимость ограничили вместо привычных 4000-4500 до 2500. Думаю не стоит объяснять, почему это плохо, учитывая, что площадка за эти годы не стала лучше, а совсем наоборот. Расстроил рост цен на рекламу, который в большинстве случаев тоже связан с ростом цен на материалы (печать, оборудование, изготовление), с уменьшением числа рекламных конструкций и т.д. Как я уже говорил, главная потеря - это реклама в инстаграме (ЗАПРЕЩЕННАЯ СОЦСЕТЬ В РФ). Таргетинг в VK не может полноценно заменить этот инструмент, как и рекламу на Youtube или в Google. В интернете нынче не разгуляешься, да и вам все равно будет доступна не вся целевая аудитория.

Отметил бы рост эффективности рекламы на ТВ, которая тоже кстати подорожала, но это еще не основная проблема. В этом году произошли изменения, которые касаются авторских прав. Теперь для размещения рекламы на ТВ каждый ролик нужно согласовывать с учетом авторских прав. Раньше это согласование носило формальный характер и проверялось на наличие / отсутствие каких-то запрещенных вещей типа откровенных фото и т.д. А теперь для согласования ролика на ТВ необходимо согласие артиста на использование его изображения, а также согласие правообладателя музыки, если она используется в ролике. Естественно, она используется в ролике практически всегда. Проблема не только в том, что нужно подписать 2 дополнительные бумажки, а в том, что правообладателями музыки некоторых артистов являются лейблы, а у топ-артистов это чаще всего мейджоры. При запросе разрешения на использование музыки в рекламном ролике для ТВ (а это обычно около 5 секунд) один из таких лейблов выкатил мне счет аж на 300 тысяч рублей. Соглашаться естественно я не стал, ибо это не очень адекватно (это как бы пи*дец неадекватно), поэтому ролик был без музыки. ТВ-реклама нынче демонстрирует неплохую эффективность. Иногда она хорошо работает в совокупности со всей остальной рекламной кампанией, а в некоторых проектах с возрастной аудиторией работает лучше всего. Все-таки несмотря на наличие огромного количества пропаганды и второсортных передач / ток-шоу, люди все равно продолжают смотреть телевизор.

Подводя итог, хочу сказать, что лично я верю в то, что концертный рынок так или иначе адаптируется к любым условиям, вопрос лишь в том, кто эти изменения примет (может кто-то сменит деятельность), и сколько этот процесс займет времени. Никто не знает закончатся ли темные времена или продлятся еще долго. Но я пока стараюсь заниматься одним из своих любимых дел, организовывать концерты для тех, кому они нужны и кого они радуют в эти самые темные времена. В любых обстоятельствах, из любой точки мира, будем продолжать это делать, потому что show must go on. Мой главный страх - возвращение монополии на концертный рынок, появление большого Росконцерта, который убьет свободную индустрию и будет решать, кому гастролировать, а кому нет (уже это наблюдаем), все концерты под государственным крылом, все площадки там же, и мы с вами с зрительном зале на отцензуренном от и до мероприятии, потому что больше ходить некуда. Надеюсь, этого не произойдет, и скажу вам точно, что все организаторы (пусть кто-то и неосознанно, но) борются с этим, проводя каждый новый концерт, а вы помогаете этой борьбе, посещая наши мероприятия.

Вот немного фоточек с нынешних концертов:

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

2023 год будет интересным, у нас впереди ледовое шоу "Настоящий Щелкунчик", концерт "Руки Вверх", ANNA ASTI, еще одна Диско 90-х в Новосибирске и множество проектов в разработке. Еще есть несколько идей, как интегрировать вас в блог не просто читать тексты и статейки, а принимать более активное участие в нашей деятельности. Но пока это на этапе идей, не буду раскрывать все карты.