Ревматические болезни пошли в рост. Что поможет взять их под контроль?
Наш эксперт – врач-ревматолог, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Александр Лила.
Без путаницы
Елена Нечаенко, "АиФ": - Александр Михайлович, какие заболевания относятся к ревматическим?
Александр Лила: - Когда болит спина или суставы, в народе говорят, что это ревматизм, хотя такого заболевания давно не существует. Вернее, острая ревматическая лихорадка встречается сегодня крайне редко. А ревматическими называются болезни, при которых поражаются суставы и внутренние органы. Их можно разделить на две большие группы. Первая – воспалительные заболевания (ревматоидный, псориатический и ряд других артритов, а также болезнь Бехтерева). В общей популяции ревматоидный артрит встречается в 0,8% случаев, а болезнь Бехтерева – в 0,6%. Сюда же можно отнести и системные заболевания (системная красная волчанка, склеродермия, васкулиты, дерматополиозит), при которых поражаются многие органы и ткани, в том числе суставы.
Вторая, гораздо более многочисленная группа – дегенеративно-дистрофические и метаболические заболевания, прежде всего подагра и остеоартрит (в народе его называют артрозом). Остеоартритом в России страдают 14–16 млн человек. Обычно поражаются коленные и тазобедренные суставы, что часто требует эндопротезирования (замены сустава), но могут страдать и мелкие суставы кистей – тогда возникают характерные узелки на пальцах.
– Известно более 150 ревматических болезней. Чем объясняется такое многообразие?
– У человека 84 сустава, доступных для пальпации. А связок ещё больше. В одном позвоночнике их около 450. И все они могут воспаляться. При этом каждые 5–10 лет описывается какое-то новое ревматическое заболевание. Например, в 2020 г. им стал новый синдром VEXAS, который чаще встречается у мужчин старше 50 лет. Болезней много, однако все они известны ревматологам, для каждой есть лечение.
Долгое эхо ковида
– Почему ревматические заболевания стали называть необъявленной эпидемией?
– Их стало больше, и мы связываем это с новой коронавирусной инфекцией. Сегодня наблюдается значительный рост случаев манифестации ревматических патологий у пациентов 35–40 лет, перенёсших COVID-19. Причём до этого никто из них никогда не жаловался на боль в суставах. У некоторых быстро поражаются тазобедренные суставы, развивается асептический некроз (не связанное с инфекцией разрушение головки бедренной кости), при котором необходимо эндопротезирование. Кроме того, после ковида у многих пациентов мы видим появление в крови антител, характерных для ревматических заболеваний. Чаще всего так называемый антинуклеарный фактор (маркер системной красной волчанки). Возможно, впоследствии у этих людей разовьются аутоиммунные ревматические заболевания.
– По вашим прогнозам, число ревматических болезней и дальше будет расти?
– Если говорить об остеоартрите, то однозначно да, поскольку это заболевание связано с возрастом, а продолжительность жизни увеличивается. Вероятно, вырастет и число заболеваний подагрой, ведь на неё влияют метаболические нарушения, ожирение, которые сегодня участились. Мы прогнозируем и всплеск аутоиммунных заболеваний, в том числе связанных с влиянием ковида.
– Сами ревматические болезни помолодели?
– Далеко не все они связаны с возрастом. Например, ювенильным ревматоидным артритом может заболеть ребёнок начиная с девятимесячного возраста. А вот остеоартрит, как правило, поражает людей в годах, однако при наследственной форме заболевание встречается у пациентов даже в более молодом возрасте, чем у их родителей.
На позитиве
– О чём бы вы хотели предупредить пациентов с ревматическими заболеваниями?
– Если боли в спине или суставах длятся свыше 3–4 недель, возникли немотивированная лихорадка (повышение температуры тела, не связанное с инфекцией) либо сыпь на коже, надо, не откладывая, обращаться к врачу. Кстати, боль в суставах или спине может быть признаком не только ревматической, но и более опасной патологии, в том числе онкологической.
А тем пациентам, у которых уже есть диагноз, я бы посоветовал не пренебрегать рекомендациями врачей. В частности, важно снижать массу тела, потому что метаболический синдром и сахарный диабет, которые развиваются на фоне ожирения, значительно ухудшают течение ревматических заболеваний. Нельзя забывать и про ежедневные занятия ЛФК – это крайне важный компонент комплексного лечения.
В медицине есть понятие «комплаентность», иначе говоря, приверженность лечению. Без этого добиться нужного результата невозможно. Пациенту необходимо чётко соблюдать рекомендации врача и сохранять позитивное настроение.
– Вы считаете, что настроение влияет на прогноз заболевания?
– Ещё как! Если пациент опустил руки и не верит в успех, его очень трудно лечить. Да и болеют пессимисты значительно тяжелее. Ведь терапию можно представить в виде треугольника, в вершинах которого находятся трое: врач, пациент и болезнь. Когда врач объединяется с пациентом – перевес сил на их стороне. Но если пациент решит объединиться с болезнью, та возьмёт верх. Поэтому мы всегда настраиваем своих пациентов на позитив, тем более что современные возможности медицины дают повод для оптимизма.
Кстати, у лечения с настроением есть ещё одна удивительная связь. При ревматоидном артрите у людей часто возникает депрессия, развитие которой зависит от тех же цитокинов, что и развитие самого артрита. Поэтому лечение основного заболевания порой приводит к тому, что у пациента и настроение улучшается, и работоспособность повышается.
Самое главное – не затягивать с обращением к врачу. Чтобы лечение было более простым и эффективным, необходима как можно более ранняя постановка диагноза.
Важно!
Нельзя сказать, что осенью и зимой ревматические болезни протекают тяжелее, однако обострения возникают чаще. При низких температурах ухудшается кровоснабжение тканей, что может усилить симптомы. Хотя при системной красной волчанке опаснее лето, а также поездки на жаркий курорт посреди осени или зимы. Воздействие ультрафиолета может спровоцировать обострение, поэтому таким пациентам обязательно нужно пользоваться солнцезащитными кремами.