Обновлено в 15:00
Ограничение воздушного пространства в Петербурге снято, «Пулково» вновь принимает самолеты. Из-за ситуации в «Пулково» более 15 рейсов задерживались в калининградском аэропорту «Храброво». Полеты идут через воздушное пространство Ленинградской области.
Житель Калининграда Виктор Сидоров ждет вылета в Москву из «Храброво»:
— Была задержка, мы сели в самолет, объявили, что задержка рейса, мы десять минут подождали, после чего пилот вышел и объявил, что в связи с планом «Ковер» в Санкт-Петербурге все рейсы через Петербург задержаны минимум на два часа, попросил нас выйти из самолета. Сейчас план отменен, и заново объявляют посадку в аэропорту.
— Вас кормили-поили или вы просто в аэропорту сидели?
— Нет, двух часов не прошло, то есть нас просто попросили выйти, час подождали, и пришло сообщение, что возобновляются полеты, просят снова сесть в самолет.
— А на сколько назначен был вылет изначально?
— В 10:05 должны были вылететь, то есть в 9:50 мы были в самолете, но, к сожалению, пока не вылетаем.
Все рейсы, которые проходят через воздушное пространство Петербурга, резко развернули. Самолеты на Петербург делали круги или возвращались. Последний по времени до паузы самолет сел в «Пулково» в 10:18, взлетел — в 10:12 по Москве. Business FM позвонила в справочную аэропорта «Пулково», там проблему не признают:
— Сына отправила сегодня из «Внуково», должен был самолет уже приземлиться, смотрю по Flightradar, он развернулся. А что у вас там происходит, что случилось? Я просто переживаю.
— Скажите номер рейса.
— 207 «Победа» из «Внуково».
— Самолет прибывает в 11:20.
— То есть он просто обратно вернется? Я смотрю, его куда-то развернули.
— Нет, начал второй круг, скорее всего. Планируется даже ранее заявленного времени.
— Все штатно, да, можно не переживать?
— Да.
— Спасибо.
Самолет, который упомянула сотрудница справочной, развернули над Вышним Волочком в Тверской области.
Вот что рассказала обозреватель «Business FM Санкт-Петербург» Дарья Назарова:
Дарья Назарова обозреватель «Business FM Санкт-Петербург» «Мы располагаем официальными комментариями правительства, Смольный официально объявил об открытии неба над Петербургом и снятии всех временных ограничений. До этого Смольный заявлял о задержке всех рейсов в «Пулково» до 12:00, при этом по данным онлайн-табло и сервиса Flightradar отправлять и принимать самолеты начали уже в 11:55. Официальных заявлений о причинах закрытия воздушного пространства над Петербургом и Ленинградской областью на текущий момент не поступало, в самом аэропорту ситуацию не комментируют».
Минобороны сообщило, что небо над Петербургом закрывалось для тренировки ПВО Западной зоны. Вылетевшие истребители отработали перехват и идентификацию условной цели, были отработаны вопросы обнаружения и перехвата предполагаемой цели нарушителя, уточнили в ведомстве. Власти города о причинах закрытия воздушного пространства официально не сообщают. Какие последствия может иметь такое временное закрытие воздушного пространства для авиакомпаний? Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Невозможно оценить все потери и затраты, это только само «Пулково» может что-то озвучить, сколько у них рейсов было назначено на это время, что дальше происходит. Потому что все имеет отложенный эффект, какие-то рейсы были отложены, значит, пассажиров сейчас будут кормить-поить, то есть эти все расходы еще долго будут считать. Метеорологические причины закрытия возникают, но очень редко. Чаще всего они бывают в каких-то удаленных аэропортах, потому что столичные аэропорты категорированы по высшей категории, то есть практически всепогодные. И очень редко бывает, когда они закрываются на длительный период и приходится куда-то перенаправлять самолет или еще что-то. Хотя такое тоже случается. Здесь хотя бы понятно, метеоусловия, авиакомпании понимают, что эти риски должны брать на себя и нести всю полноту ответственности перед пассажирами. Но в данной ситуации в документах о гражданской авиации подобные ситуации не прописаны. Кому предъявлять претензии по возмещению ущерба, правомочно ли вообще предъявлять претензии Министерству обороны? Совершенно непонятно. Хотя понятно, что вопросы безопасности первоочередные, закрыли воздушное пространство в интересах нас с вами, в интересах пассажиров».
О том, что это могли быть за учения и зачем для их проведения нужно было закрывать небо, говорит военный обозреватель Валерий Ширяев:
Валерий Ширяев военный обозреватель «Ситуации, конечно, такой раньше не было у нас в истории, но у нас ведь и специальной военной операции не было. Поэтому возникает логичное предположение, что все-таки какой-то объект был, ПВО опасалось, что это опасный объект».
Конечно, ситуация беспрецедентная, но сейчас само по себе беспрецедентное время, так что возможны любые решения. Слишком много совпадений за одни сутки, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Как-то очень все совпало в один день. Были практически в один день беспилотник в Туапсе, который нанес удар по нефтебазе, беспилотник, упавший в Адыгее, практически рядом с Туапсе, беспилотники рано утром, практически ночью, в Белгороде, и вот эта ситуация в Санкт-Петербурге. Утром рано уже было ясно, что происходит в Белгороде, чуть позже стало ясно, что происходит в Адыгее и Краснодарском крае. В Санкт-Петербурге самолеты ушли, да, люди потеряли время, деньги, но Минобороны действительно отработало защиту Санкт-Петербурга от возможных целей, хотя наблюдатели говорили о том, что какой-то беспилотник, возможно, это и была легенда Минобороны, что за 160 километров от Санкт-Петербурга был обнаружен беспилотник, который двигается в сторону Санкт-Петербурга. При этом никто не отметил ни применение систем ПВО, то есть ракеты никто не запускал, ни самолетов, которые относятся также к средствам ПВО. В тренировках средств ПВО и тем более противоракетной обороны очень часто используется так называемая электронная цель, по сути это искусственная точка на экране радара и все. Всем системам сообщается, что по таким-то координатам с такими-то параметрами движется цель якобы. В данном случае это была электронная цель или это был учебный аппарат-мишень, который запустили. Информации этой нет, но скорее всего это была действительно электронная цель, потому что по учебной цели, наверное, кто-то применил бы оружие, чтобы учения были со стрельбой и ракетами, но в районе Санкт-Петербурга никто не замечал никаких пусков ракет ни в воздухе, ни с земли».
О возможных причинах закрытия неба рассуждает гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации, член Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта «У «Пулково» запасной является Москва, а у Москвы — «Пулково», так что тут ничего страшного нет. [Неизвестно], какие там объекты могут быть, над американцами летали какие-то шары. Если было бы что-то серьезное, уже давно бы ПВО сработала. В принципе такого не проходило, но, учитывая сегодняшнее состояние наше, все может быть. Но если было бы что-то серьезное, если бы это был бы дрон или еще что-то такое опознаваемое, уже бы наверняка сработала ПВО, потому что вокруг Санкт-Петербурга довольно мощная застава».
Ряд телеграм-каналов сообщает: в северной столице вводили так называемый план «Ковер». Его вводят в исключительных случаях: при незаконном пересечении границы и при появлении в воздушном пространстве неопознанных объектов. Комментирует авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «План «Ковер» обычно вводится при обнаружении неопознанного летательного аппарата либо опознанного, ну, например, какого-то вражеского самолета. При введении плана «Ковер» закрывается воздушное пространство в определенном районе на всех высотах, использовать его нельзя, то есть в нем нельзя летать никому, кроме военных и спасательных воздушных судов. В данном случае гражданские самолеты летят на запасные аэродромы, а самолеты, которые должны были вылетать из аэропорта, оттуда не вылетают, потому что не могут использовать воздушное пространство. Почему власти не делают никаких заявлений, не могу сказать, возможно, чтобы не поднимать панику».
Первые рейсы приземлились в аэропорту Петербурга после временного закрытия воздушного пространства в районе 12:20 по Москве. Ряд самолетов, которые должны были вылететь с 10:00 до 17:00 вечера, по данным табло, задержаны.