(1970 год. Лето. ХМАО-Югра)
***Побежали в рулевую рубку (в ней управляют судном), а там никого нет...***
Отчалив от берега Бобровки, наша самоходка отправилась вниз по Иртышу.
Мощное течение реки помогало судну идти очень быстро. Самоходка, когда стояла у берега, казалась большой и тяжёлой на вид, но в волнах Иртыша стала ощущаться как маленький игрушечный кораблик. Вскоре показался наш соседний посёлок - Горноправдинск. На берегу были видны пристань, дома и комплекс стеклянных теплиц, в которых круглый год выращивали овощи и цветы. Это было новшеством для наших сибирских мест.
Большая вода высоко поднявшись, убавила высоту горного берега с вечнозелеными таежными деревьями.
Луговая сторона была залита сверх наполненной рекой.
Дедушка во время нашего путешествия рассказывал о реке и населённых пунктах, которые мы видели на берегах, или о тех, которые тоже по пути, но расположены дальше от реки и их не видно. Вспоминали, что Иртыш - самая длинная река-приток в мире, одна из самых больших рек Сибири, самый главный приток Оби.
Было интересно представлять, какие разные люди и города с посёлками находятся на берегу Иртыша в разных местах: в Китае, в республике Казахстан (в 1970 году), в разных территориях России. Считается, что слово "Иртыш" на тюркский манер переводится как "землерой". Это мы в полной мере сами ощутили, когда "землерой" нещадно рыл и обваливал берега и наш остров.
По пути нам встречалось множество разных речных судов. Летом Иртыш был оживленной "дорогой" для транспорта с людьми и большими грузами. На баржах везли песок, гравий, лес - так называли бревна, тес, разнообразные брусья.
Особенно интересно встретить белоснежные нефтеналивные баржи. Их гордо называли: "Наш танкерный флот".
Рассказывали, что такие баржи сделали не очень далеко, в Тюмени на судостроительном заводе. На этих баржах подвозили нефть к специальным комплексам на железной дороге. Там переливали в цистерны. И дальше отправляли по железной дороге.
Нефтепроводов и железной дороги близко от месторождений нефти ещё не было построено.
Множество самых разных судов, созданных как в разных городах СССР, так и в других странах шло по нашим Сибирским рекам.
Какие мощные нужны были речные суда, чтобы справляться с норовистыми крупными реками и везти тяжеленные грузы.
В один из дней нашего речного путешествия мы чуть не столкнулись с огромным судном. Их в народе называли "ОТта". Мы с бабушкой посиживали на скамейке на палубе, разговаривали, смотрели по сторонам. Как всегда на реке много буксиров с баржами, катеров, речных трамваев, теплоходов.
Бабушка обратила внимание, что наша, самоходка слишком быстро приближается к идущей навстречу огромной ОТте.
Побежали в рулевую рубку (в ней управляют судном), а там никого нет...
Помчались за дедушкой, он читал в каюте. Хорошо, что дедушка у нас умел быстро на все реагировать. Он прибежал в рубку, стал с силой поворачивать штурвал. Самоходка была намного меньше и легче приближающегося судна, её могло затянуть и утопить.
С трудом преодолевая тягу, дедушка смог отвести в сторону "наш кораблик". Ещё просигнализировал флажками, что все нормально, ситуация выправлена. Он знал комбинации флажковых знаков.
А наши встречные не стали по правилам отвечать флажками. Они тоже пережив стресс, просто очень сильно обругали по громкоговорителю на весь видимый простор реки... И отправились дальше, каждый в свою сторону!
Выяснилось, почему в рубке не было никого из речников: капитан ушёл что-то проверить, наладить в машинном отделении, а второй человек тоже ушёл с инструментами, может думал не надолго, но задержался. Поэтому чуть не... А впрочем, ладно. Все же хорошо закончилось!
Так пройдя часть речного пути, мы сделали остановку на пристани города Ханты-Мансийска.
Я раньше там не была. До этого мы ездили несколько раз только в Тобольск - это вверх по Иртышу, поэтому отправлялись прямо из Бобровки. А сейчас наш путь вниз по течению. Недалеко от Ханты-Мансийска воды Иртыша впадают в ещё более крупную реку Обь.
Оказавшись на Оби, я подумала, что может мы уже в самой Обской губе. Такой широкой была полоса разлитой воды, что берега плохо видно. По карте смотрела, что сначала мы идём по Иртышу, потом по Оби, а дальше будет широкая Обская губа, впадающая в Карское море Северного Ледовитого океана. Вот и решила, что может мы случайно уже на Обской губе. На самом деле до неё было далеко.
Неудивительно, что воображение разыгралось. Ширина Оби доходит до 60 километров!
Дедушка стал рассказывать больше о реке Обь. Он говорил, что в ней вода намного увеличивается, то есть "поднимается" три раза в год:
весной, когда активно тает снег и лёд;
в середине лета в июле, когда на горах Алтая, где её начало, тает снег;
и осенью, когда проливные дожди.
Так с интересными разговорами; остановками в населённых пунктах; пением и любованием природой;
беганием с "носа" на корму, чтобы рассмотреть, как рассекается вода "носом" самоходки, и как другими узорами она бурлит за кормой, мы приближались к нашему новому месту жительства.