Навыки.
В наши дни мы видим период наиболее вовлеченного родительства, пожалуй, за всю историю человечества. Но, как и в прошлом, родители хотят для своих детей “светлого” будущего. При этом мир меняется так стремительно, что и сами родители постоянно развиваются, меняют профессию и обучаются, чтобы находится в тренде и быть конкурентоспособными. Чем больше родители оказываются вовлечены в тренд Lifelong Learning – концепцию непрестанного добровольного поиска новых знаний, тем острее встает вопрос: “Чему учить ребенка сейчас, чтобы это оказалось востребовано в будущем”. Мы не дадим вам прямого ответа на этот вопрос, но поможем вместе разобраться с чего начинать и куда двигаться.
В MoneyTree School мы предлагаем подойти к вопросу развития ребенка как к проекту. Согласитесь, намного удобнее и безопаснее двигаться вперед, когда у вас есть понятная карта. Мы предлагаем сделать себе такую карту в вопросе развития ребенка, некий план развития обязательных и дополнительных навыков. Время, когда мы можем воздействовать на личность ребенка ограничено, период, когда он впитывает “как губка” еще меньше, а формирование навыков это не событие и не эпизод, а ежедневная рутина. Тогда в потоке бытовых вопросов и будней будет проще “не забыть, не упустить” эти важные аспекты формирования личности.
Но сначала давайте разберемся, о каких навыках мы будем вести речь. Например, в 20 веке глобальной задачей было обучение населения грамотности, процент людей, умеющих читать и писать к концу столетия к концу столетия кратно вырос. Сейчас эти умения рассматриваются как обязательный базовый набор качеств, такой же необходимый и непреложный, как например, чистка зубов по утрам.
В этой статье мы рассмотрим, какие бывают навыки. Далее мы остановимся на каждом из видом навыков, поразмышляем над тем как его можно развить и в конце попробуем составить собственный план развития.
Фото: МШУ "Сколково"
В модели навыков 21 века из доклада «Навыки будущего» авторы представляют навыки в виде матрешки. В основе личности лежат экзистенциальные и метанавыки — они определяют характер человека и формируют способность управлять внутренним и внешним миром. На метанавыках строится способность и скорость приобретения следующего уровня умений. Далее вторым слоем идут кроссконтекстные навыки, на которые опирается любая деятельность человека. На внешнем слое находятся контекстные навыки. Они меняются: обновляются и устаревают в зависимости от времени, задач и контекста.
Рассмотрим детальнее каждый из слоев:
Контекстные/узкоспециализированные — навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Например, вождение автомобиля и бухгалтерский учет. Hard skills входят в эту категорию, но не ограничиваются.
Кроссконтекстуальные — навыки, которые люди применяют в более широких сферах общественной или личной деятельности: скорочтение, тайм-менеджмент, креативность.
Метанавыки — это навык «высшего порядка», дающий возможность лучше понимать другие навыки и улучшать уже имеющиеся. По сути, они являются основой для развития, совершенствования и применения других знаний и умений. например, это эмоциональный интеллект или критическое мышление.
Экзистенциальные — навыки, которые мы универсально применяем на протяжении всей жизни в различных жизненных контекстах личности. Например, сила воли — способность ставить цели их достигать, осознанность, саморазвитие.
Логично, что мета- и экзистенциальные навыки составляют “ядро” личности, согласитесь, имея сильные способности к познанию, постановке цели и ее достижению, намного проще, например, развить в себе навык скорочтения, или обучиться языку программирования. Поэтому в следующей статье мы остановимся на том, как развить в себе и в ребенке мета- и экзистенциальные навыки, а так же, какие ресурсы для этого существуют.