Найти в Дзене
IQ Media

Возрождение Германии: как США и союзники помогли немцам решить долговую проблему 70 лет назад

Оглавление
Подписание соглашения о реструктуризации внешнего долга ФРГ, 1953 г. Фото: Bundesarchiv
Подписание соглашения о реструктуризации внешнего долга ФРГ, 1953 г. Фото: Bundesarchiv

70 лет назад в Лондоне ФРГ заключила с группой международных кредиторов соглашение о реструктуризации своего внешнего долга (London Debt Agreement, LDA). Условия договора оказались максимально комфортными: в частности, была списана половина задолженности. Исследователи отмечают, что это, пожалуй, единственный случай, когда реструктуризация изначально была направлена на то, чтобы на деле помочь должнику вернуться на траекторию устойчивого роста. Например, Россия после распада СССР не получила от Запада ни плана Маршалла, ни списания советских долгов.

К моменту, когда в Лондоне было заключено долговое соглашение, в Германии уже полным ходом шло восстановление экономики, ставшее возможным благодаря курсу на социальную рыночную экономику, осуществляемому канцлером Конрадом Аденауэром и министром экономики его правительства Людвигом Эрхардом. Огромную роль сыграли и деньги, полученные от США в рамках плана Маршалла, реализация которого началась в 1948 году. Но долговая проблема камнем висела на шее правительства ФРГ.

Предметные переговоры по долгам велись с начала 50-х. Франция, Великобритания и США создали Трехстороннюю комиссию по долгам Германии, которая как раз и занялась подготовкой соглашения с ФРГ. Итоговый документ был подписан 27 февраля 1953 года и вступил в силу в сентябре того же года после ратификации парламентами ФРГ и участников комиссии. Помимо указанной тройки, к LDA присоединились Бельгия, Канада, Цейлон, Дания, Греция, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Норвегия, Пакистан, Швеция, Швейцария, Южно-Африканский Союз и Югославия.

В соглашение вошли и репарационные долги, и задолженность, образовавшаяся после 1945 года. Общая сумма составила почти 30 млрд марок. Это составляло около четверти ВВП страны на момент подписания договора и почти 100% от ВВП 1938 года — последнего года перед началом Второй мировой войны. Кредиторы согласились списать половину этой суммы.

Другие условия LDA также были максимально комфортными для Германии. В частности, размер платежа не мог превышать 3% от экспортных доходов страны, причем выплаты осуществлялись только при положительном сальдо торгового баланса. Срок погашения был растянут на 30 лет, до 1958 года осуществлялись платежи только по долгам, возникающим из-за невыплаченных процентов.

Последние фиксированные выплаты Берлин осуществил в 1983 году, но в LDA также был пункт об отложенных платежах на период после объединения страны. Этот момент наступил в 1990 году, и 239,4 млн немецких марок репараций по Версальскому договору возвращались следующие 20 лет. Последний платеж был произведен в октябре 2010 года. Таким образом, на то, чтобы полностью расплатиться, Германии потребовался 91 год.

По оценкам экспертов, LDA стало одним из факторов, обеспечивших ускоренное послевоенное восстановление ФРГ. LDA способствовало экономическому росту, создав бюджетное пространство для государственных инвестиций и социальных расходов, восстановив полную конвертируемость немецкой марки и стабилизировав инфляцию. Кроме того, урегулирование долгового вопроса способствовало реинтеграции Германии в мировые рынки.

Россия заплатила за все

Б. Ельцин, М. Козырев, Е. Гайдар (слева направо), фото: Wikimedia Commons
Б. Ельцин, М. Козырев, Е. Гайдар (слева направо), фото: Wikimedia Commons

Свой опыт урегулирования долговой проблемы есть и у России. После распада СССР страна взяла на себя весь объем задолженности Союза, который оценивался в 70–80 млрд долларов. Несмотря на многочисленные раунды переговоров, единственное, чего удалось добиться новым российским властям, которые проявляли максимум лояльности к Западу, — это реструктуризации по срокам и параметрам погашения.

Лишь в начале 2000-х, когда начался рост цен на углеводороды, правительство смогло ускоренными темпами начать гасить внешний долг. По данным ЦБ РФ, на 1 октября 2022 года непогашенный долг бывшего СССР составил 300 млн долларов.

В начале 90-х российские власти рассчитывали на то, что Запад оценит односторонние уступки, например вывод войск из Восточной Европы, и поможет стране деньгами, предоставив нечто вроде плана Маршалла. «Придя к власти, мы очень надеялись на западную помощь. И были удивлены и разочарованы тем, что получаем крайне мало. В 1992 году мы получили 1 млрд долларов от МВФ. И ничего — от западных правительств», — говорил Петр Авен, министр внешнеэкономических связей в правительстве Егора Гайдара, в интервью для «Форбс» с Джеймсом Бейкером, занимавшим пост госсекретаря в администрации Джорджа Буша — старшего.

На вопрос Авена, почему США и Запад не предоставили России финансовой поддержки, не разработали новый «план Маршалла», Джеймс Бейкер ответил: «Было очень трудно обосновать экономическую помощь России, с которой мы боролись 40 лет. <…> План Маршалла в то время был абсолютно невозможен: американское общество не могло его поддержать — ни тогда, ни позже».

По материалам HSE Daily