Продолжаем знакомиться с историческими и знаковыми местами Санкт-Петербурга. На этот раз наш выбор пал на Витебский вокзал, тем более, что посетить его можно даже никуда не поехав на поезде и совершенно бесплатно! Зайти, все осмотреть, прикоснуться к многолетней истории и снять сюжет. Бесконечно люблю такие места!) Витебский вокзал - один из пяти действующих вокзалов Петербурга. Адрес: Загородный проспект 52, рядом со станцией метро "Пушкинская".
Этот вокзал считают самым старым в России. Построенное еще в 1837 году деревянное здание при Николае I, с 1852 года становится каменным по проекту Константина Андреевича Тонна. До начала 20-го века здание остается неизменным и носит название "Царскосельский вокзал". Именно отсюда совершил свой первый ж/д рейс паровоз "Проворный" в Царское село. В роли машиниста был сам строитель этой первой железной дороги между Петербургом и Царским селом - Франц Антон фон Герстнер.
Кстати, прототип "Проворного" сейчас можно увидеть в здании бывшего Варшавского вокзала, где сейчас располагается крупнейший фудмолл. Про него можно почитать здесь:
Вокзал еще издалека обращает на себя внимание своим фасадом, от башни с часами, до основного помещения вокзала, который венчает металлический купол. Это здание, третье по счету, было построено в 1904 году по проекту академика архитектуры Станислава Антоновича Бржозовского, в стиле модерн. Стиль зародился в начале 20-го века, декоративные линии и использование новых материалов в архитектуре, таких как металл, железобетон или стекло, сделало его новаторским, что с лихвой применили при строительстве и оформлении Витебского вокзала.
После революции 1917 года вокзал становится "Детскосельским", из-за переименования Царского села. А в 1935 году его переименовывают еще раз и он навсегда становится "Витебским".
Подойдя ближе, рассматриваем детали фасада.
У башни над часами сидят совушки). По второму этажу тянется череда массивных окон, отделанных металлом, между ними колонны, стилизованные под греческий дорический ордер (классическая архитектура).
Парадный вход украшен гербами Петербурга и Витебска. Рядом на стене здания установлена мемориальная табличка строителю первой железной дороги Ф.А. Герстнеру. Далее, по второму этажу, тянутся балкончики с коваными решетками. Металлические ажурные козырьки нависают над многочисленными входами в здание вокзала. Рядом установлен памятник часовому механизму, а у главного входа - памятник героям Первой мировой войны.
Заходим в здание вокзала.
На первом этаже проверка багажа, рамки металлоискателя и небольшой зал ожидания. А если чуть углубиться, то можно попасть в совершенно другой мир, на небольшую безлюдную улочку, где время замерло как в сказке. Здесь винтовая металлическая лестница уходит вверх, а после вывеска цирюльни, может кто-то хочет подстричься?) В конце улочки часы, а над улочкой "мосты", совершенно в духе Петербурга.
С правой стороны от входа можно попасть в не менее великолепное место - вестибюль с его парадной мраморной лестницей. Здесь высота потолка более 20 метров. Лестницу украшают мраморные перила с декоративными бронзовыми вставками, на которые нельзя присаживаться), о чем гласит информационная табличка). Поднимаясь по лестнице мы видим бюст Николая I, под потолком установлены часы, а ниже красуется двуглавый орел. Настоящим украшением вестибюля выступает огромный витраж и небольшие витражные окна, где пространство между ними занимают лепные панно, окрашенные под цвет бронзы.
Пассажирские залы расположены на втором этаже. Комфортный, но не потерявший своей индивидуальности, зал ожидания и столовая, где цены совершенно не космические, а вполне приемлемые.
Вход на платформы осуществляется через "Световой зал". Это главный связующий элемент всего вокзала. Уже отсюда ощущаем запах сгоревшего угля, который используют для обогрева вагонов зимой, когда поезд стоит. Что-то неуловимое и приятное из детства.
Заходим в дебаркадер. Здесь задымление уже более существенное). Основная часть дебаркадера - большой металлический навес, а далее следуют навесы над каждой платформой по отдельности. Платформы здесь предназначены для поездов дальнего следования. Для пригородных поездов платформы находятся вне дебаркадера и попасть на них можно только с определенного входа. Удивляет еще то, что платформы находятся на втором этаже, а под ними проходят тоннели, используемые раньше, для перевозки багажа.
Гуляя по Витебскому вокзалу, окунаешься в прошлое. Не только у гостей и жителей Петербурга такое ощущение. Вокзал часто служил и служит декорациями для художественных фильмов: "Брат", "Вокзал для двоих", "Приключения Шерлока Холмса", где он играет роль лондонского вокзала и многих других.
Это не вокзал, а настоящий музей, который сохранил атмосферу и многие детали начала 20-го века, а так как поездов дальнего следования совсем не много, то и народу минимальное количество. Вот где еще такое увидишь? Непременно стоит включить это крутое место в план - "обязательно к посещению"!
Подписывайтесь на канал.