В предыдущей статье мы описывали «ужасы подагры», теперь знаем, что «бьёт» она в основном по двум нашим уязвимым точкам – суставам и почкам. Почти стих вышел, грустный, правда. Сегодня настал черёд поговорить о лечении этой пакости, 21-й век на дворе, неужто наука ничего против этой самой мочевой кислоты не придумала?
Давайте вначале разделим болезнь на две условные части. «Плохой» кислоты в крови много (гиперурикемия), и её надо снижать. Соли её уже отложились и вызвали воспаление, его нужно «снимать». Со второго и начнём, тем более, именно с артритом чаще такие пациенты за помощью и обращаются.
Внезапное начало, без видимой причины (травма, предшествующая инфекция), быстрое нарастание боли, отёка и покраснения, чаще всего, один сустав. Дебют у мужчин в 90%, у женщин в 50% - большой палец ноги. Первый плюснефаланговый сустав, если уж по-медицински. Такое вот специфическое место себе подагра выбрала для первой атаки.
И сразу о грустном. Особенного, именно для подагрического артрита, лечения, к сожалению, нет. НПВС и кортикостероиды. Если только отдельно стоящий противовоспалительный препарат – колхицин ( о нём чуть позже). А пока давайте по каждой группе препаратов пройдёмся.
Нестероидные противовоспалительные, куда ж без них. Мощные и неизбирательные индометацин и диклофенак «работают» при многих артритах, да вот незадача – «жёсткие ребята», побочных эффектов у них много. И, прежде всего, со стороны ЖКТ, так и называется – НПВС-гастропатии. А это потенциальные язвы слизистой и кровотечения. Как альтернатива – более «мягкие» во всех смыслах -профены (кето- и ибу-) и -ксикамы (пиро-, лорно- и мело-). Последний (мовалис от Берингера и пара десятков израильских, индийских и наших дженериков) уже селективный, действует только на фактор воспаления ЦОГ (циклооксигеназу) под номером два. По эффекту, конечно, послабее будет «старого доброго» вольтарена, но для желудка безопаснее. В этой же группе и нимесулид (в народе «прижился «индиец» найз) с этодолаком.
Группа в плане минимальных побочек перспективная, лидер среди ингибиторов именно ЦОГ-2 – целекоксиб. Вот только при подагре подводит его такая «аккуратность» действия, слабоват оказывается при остром и «злом» артрите. А дозу повышать – чревато, через почки выводится, которым и так при подагре достаётся. И назначают более мощные НПВС, даже о старичке бутадионе вспомнили, выпустили его в растворе для инъекций на лидокаине, амбениум называется.
Почему это автор по такой обширной группе вскользь пробегается, не расписывает, какой лучше и по сколько глотать, когда суставы прихватит? Потому что, выбор НПВС – дело врачебное, зависит от выраженности болей, степени поражения суставов и сопутствующих болячек.
То же и к кортикостероидам относится, они против воспаления посильнее любого НПВС будут. Но на назначают их не сразу, второй линией терапии. Гормоны есть гормоны, прибегают к ним, когда нестероидные противопоказаны или не эффективны. В таблетках, внутримышечных или даже внутривенных инъекциях (преднизолон, дексаметазон, метилпреднизолон). Иногда, если воспаление слишком серьёзное, мешает двигаться или грозит осложнениями, приходится вводить гормон и в суставную сумку (триамцинолон, бетаметазон, он же дипроспан).
Пытались и более «радикально» к воспалённому суставу подходить, удаляя насыщенную кристаллами уратов синовиальную жидкость. Да толку от такого лечения так себе – новая набирается такой же концентрированной, в крови мочевой по-прежнему много.
И о третьем препарате, который используют при обострении подагры – колхицине. Средство древнейшее, алкалоид из лугового шафрана, безвременника.
Народная медицина, фитотерапия – вот оно спасение! Спешу любителей травушек-муравушек разочаровать. Средство, оно, конечно, сильное. Тормозит рост числа лейкоцитов(угнетает деление клетки – митоз), миграцию их к месту воспаления, даже поглощение клетками кристаллов мочевой кислоты усиливает (фагоцитоз).
Пытались такие полезные свойства приспособить в кардиологии (при ИБС, инфаркте, после стентирования) и даже при лечении одной вирусной болезни, за упоминание которой до сих пор могут статью «притормозить».
Механизм действия у колхицина многогранный и отличный от НПВС, потому и «держится» в первой линии. Вот только подобрать дозу сложно, чтобы и «работала» и не вызвала «колхициновую токсичность» (научный термин, кстати). Уж больно узкий терапевтический интервал у этого лекарства. А побочных эффектов множество – тут и тошнота, рвота, диарея, и падение уровня лейкоцитов ниже положенного (агранулоцитоз). Даже выпадение волос – алопеция может развиться. Не говоря уже о повреждении печени и почек, вторые, как мы знаем, подагра особенно «любит». А мы ещё таблетками добавим.
Тем не менее, остаётся колхицин в лечебных схемах и у «продвинутых» европейских и американских ревматологов, правда в самой минимальной «рабочей дозе», в сочетании с НПВС. Предпочтение тут селективным (которые против ЦОГ-2), тем же мелоксикаму и нимесулиду.
А вот принимать до сих пор любимый в народе анальгин (и «смеси» на его основе, различные «-алгины») проку нет. Ни у метамизола (это он же), ни у парацетамола, ни у кеторола выраженного противовоспалительного эффекта нет, направлены в основном на борьбу с симптомом артрита – болью. Аргумент «а у меня приступ за пару дней сняло» тут не работает – атака на сустав при подагре и самостоятельно пройдёт за неделю. Неделька, конечно, та ещё будет. Терпеть не надо, от того и давление подскочит, и не дай бог, приступ стенокардии. Назначат в поликлинике правильные противовоспалительные, заодно и повышающие мочевую кислоту отменят (мочегонные, например, заменят на «полезный» лозартан).
На волшебные свойства физиотерапии полагаться тут смысла нет, если только электрофорез, с помощью которого те же кортикостероиды в сустав проникнут. Сабельники, алтайские травы, так же, как и тибетские при таком приступе бессильны. Нету такой сабли, шашки и даже катаны, чтобы подагру «зарубили».
Постойте, а как же «прорыв» фармакологии в области всяких интерлейкинов-цитокинов, эти ваши -мабы и -нибы? Вон, при других воспалениях, от псориаза до колита чудеса творят, при ревматоидном артрите помогают, даже в онкологии применяются! Неужели при подагре современные чудо-лекарства никак себя не проявили? Фокус в том, что воспаление при этой болезни – итог, результат накопления «колючих» солей, а не основа.
Но и тут нашлось место моноклональным антителам. Пока только одному – канакинумабу (иларис от швейцарского Новартиса). Причём, «заявил» он себя сразу ярко и мощно, сравнимо не только с колхицином, но даже с триамцинолоном! Это, понятно, но эффекту, с безопасностью у этой группы препаратов всё в порядке. Цена, правда, не просто атомная, а термоядерная – 650 тысяч рублей за флакон! Ещё попробуй найди в аптеке. Оно, понятно, биотехнологии, тонкая наука и всё такое. Нам только не надо. Препарат - единственный на рынке, конкурентов пока нет. Здравствуй, капитализм.
Будем надеяться, скоро аналоги и дженерики «подтянутся», в лечении воспалений разной природы на эту группу у врачей большие надежды. Тем более, в случае с подагрой у нас есть другое решение – не допустить самой «атаки», снизив уровень мочевой кислоты и не выставляя при этом жилплощадь на продажу. А там, глядишь, и «залежи» солей, неэстетичные тофусы на фоне такой уратснижающей терапии уменьшатся, и, главное, снизится риск для почек? Аллопуринольчик животворящий на подходе. О нём и его более современных «последователях» и поговорим в следующей статье, через несколько дней.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Приобрести книгу «Жить – хочется!» можно тут: Часть 1, (есть и аудиоверсия), Часть 2 и Третья. Каждая о своих органах и системах, сможете найти и «свою», заветную.
Уже доступна и книга о самых наших «непримиримых друзьях» - от вирусов до гельминтов. Про ВИЧ, туберкулёз, малярию, ботулизм и многое другое. Называется она «Гости внутри».