В одной авиакомпании родилась идея — снижать у пассажира стресс прямо в самолете, стимулируя его мозг электрическими разрядами
Лишь бы не летать!
В той или иной степени боятся летать почти четверть россиян. Осознание того, что ты находишься в нескольких тысячах метров над землей и несешься с огромной скоростью среди облаков, многих пугает. Это иррациональный страх, ведь, по статистике, самолет — самый безопасный вид транспорта.
По всему миру авиалайнеры взлетают и садятся каждые две-три секунды. При этом шанс погибнуть на борту воздушного судна всего один к восьми миллионам: на 160 млн км пройденного пути приходится 0,6–0,7 смерти. Для сравнения, у поездов этот показатель равен 0,9, у автомобилей — 1,6, а у мотоциклов и мопедов — 42 смертям. Но несмотря на логику цифр, они обычно не в силах побороть страх аэрофоба. Да и причины его возникновения могут быть разные.
Яркий пример — нападающий амстердамского футбольного клуба «Аякс» Денис Бергкамп, которого прозвали «нелетучим голландцем». Аэрофобия едва не загубила блестящую карьеру. Но для страха у спортсмена были серьезные основания. В 1989 году в авиакатастрофе погиб близкий друг Бергкампа — товарищ по футбольной академии «Аякса» суринамец Вирджелл Юманкхан. Они вместе планировали провести отдых в Парамарибо, но в последний момент голландец полететь не смог. В итоге заминка спасла ему жизнь, хоть и серьезно ее осложнила. Сборной Нидерландов и клубам часто приходилось обходиться без Бергкампа на выездных матчах. По возможности Денис добирался в другие города и страны поездом или автомобилем, но это вызывало усталость и плохо сказывалось на его игре.
Страх полета могут спровоцировать пугающие новости, телепередачи, фильмы или просто чересчур впечатлительные знакомые. Свою лепту может также внести боязнь высоты или замкнутых пространств.
Более 80 % людей во всем мире никогда не летали
Президент Boeing в 2013–2019 годах Деннис Мюленбург
Успокоительный разряд
Бумажные пакеты и алкоголь не панацея, решили в бразильской авиакомпании Embraer и задумались о новом способе успокаивать впечатлительных пассажиров. В итоге родилась идея стимулировать мозг аэрофоба током. Заявку на патент системы перевозчик подал еще в 2016 году, но получил его совсем недавно.
Система работает следующим образом: видеокамера смотрит на пассажира, а специальный алгоритм определяет, нервничает он или нет. В случае необходимости человеку предложат провести с помощью закрепленного на кресле устройства транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Это неинвазивный и безболезненный способ лечения или воздействия на нервную систему электрическим током. Он направлен на изменение функционального состояния нейронных структур головного мозга, отвечающих за эмоции и настроение человека. В частности, такую терапию сегодня применяют для лечения депрессии.
Первые опыты по использованию переменного магнитного поля для стимуляции головного мозга начали ставить еще в конце XIX века. В 1896 году с его помощью был получен так называемый эффект фосфенов — образов вспышек в глазах без применения света. Процедура ТМС основана на ритмичном воздействии магнитного поля на центральную нервную систему.
«Возникающее электромагнитное поле свободно проникает сквозь различные ткани и воздействует на головной мозг, корковые и стволовые структуры, периферическую нервную систему. Благодаря воздействию на клетки мозга ритмичных магнитных импульсов происходит изменение мозговых процессов при различных состояниях, тревоге и стрессе в том числе. В результате организм синтезирует больше „гормонов счастья“ — эндорфинов и серотонина», — поясняет директор компании — резидента ИНТЦ «Сириус» «Нейроиконика» кандидат медицинских наук Константин Шелепин.
По словам эксперта, основной вопрос в технике применения данного метода на борту самолета заключается в силе электромагнитного поля, медицинском сопровождении в нештатных состояниях и определении лиц, имеющих противопоказания к транскраниальной стимуляции.
Противопоказания к транскраниальной магнитной стимуляции:
- внутричерепные металлические имплантаты;
- кардиостимулятор;
- кохлеарный имплант;
- перенесенные травмы головы с потерей сознания;
- нейрохирургические операции;
- беременность;
- аневризмы сосудов головного мозга и оперативные вмешательства по этому поводу;
- эпилепсия, судороги и обморочные состояния в анамнезе.
«У метода свои ограничения и определенные сложности при проведении, которые, в свою очередь, накладывают ограничения на массовость применения на борту воздушного судна. Оправданны ли риски без возможности медицинского сопровождения в случае нештатной ситуации?» — задается вопросом Константин Шелепин.
Более логичным в пассажирских авиаперевозках ему представляется отдельное применение системы распознавания эмоций. Так бортпроводникам будет проще выявить пассажиров с тревогой и помочь им успокоиться привычными методами и средствами.
А вы боитесь летать на самолете? Пишите в комментарии!
Также читайте новые материалы по теме: