Разбираемся в недавней инициативе президента.
В России скоро появится программа долгосрочных сбережений граждан. Минфин должен был презентовать ее еще в конце прошлого года, но дело застопорилось. Президент в послании Федеральному собранию недвусмысленно поторопил финансовых чиновников. Теперь работу нужно завершить к апрелю. Попробую объяснить, что это за система, зачем она нужна и будет ли работать.
Букет налоговых вычетов и страховых гарантий
Государство хочет стимулировать россиян откладывать деньги на длительное время. Не на полгода-год, как на банковские депозиты, а хотя бы на 10 лет и дольше. Желательно вообще лет на 30–40, чтобы раньше пенсии за ними никто не приходил. В нынешних условиях это выглядит странно. Неопределенность в экономике выросла. Инвестировать на долгий срок мало кто готов.
Но все дело в стимулах и гарантиях. Если власти будут достаточно щедры, то желающие могут и появиться. Стандартный баланс «риск/доходность» в экономике никто не отменял. Если что-то сулит хорошую прибыль, частью капитала можно и рискнуть.
Итак, вот что предлагают Минфин и Центробанк:
- софинансирование до 36 тысяч рублей в год. Такую максимальную сумму может добавить государство к накоплениям гражданина. В какой пропорции будет добавка, ясности нет. Но, вспоминая предыдущую программу софинансирования, скорее всего, она будет «1 к 1». То есть на один вложенный рубль человек получит еще один рубль от государства, но не больше 36 тысяч рублей в год;
- налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год. Это в том случае, если сумма внесенных денег составит 400 тысяч рублей в год. Такой же механизм сейчас используется в индивидуальном инвестиционном счете (ИИС);
- страхование долгосрочных накоплений. Если компания, которая управляет вашими активами, вдруг обанкротится или лишится лицензии ЦБ, вам вернут все деньги. Но не более 2,8 млн рублей. Такая же схема действует в страховании вкладов, но там гарантировано к возврату не более 1,4 млн рублей;
- возможность забрать часть денег или даже всю сумму в экстренных случаях. В предварительном списке тяжелые болезни, смерть родственника, инвалидность первой группы, длительная безработица и покупка первого в жизни жилья.
В целом такое комбо может иметь перспективу. И прибыль сравнительно неплохая. И дополнительные гарантии есть. И некоторая ликвидность средств имеется — они не заморожены до самой пенсии.
Накопительная пенсия — новая версия
По сути, это старая песня о главном. Власти уже 10 лет не могут решить, как завести в стране институт долгосрочных сбережений. Последняя попытка с накопительной частью пенсии провалилась. В конце 2013 года ее заморозили и уже вряд ли выведут из криосна. Систему несколько раз пытались реформировать, но все проекты погибали в межведомственных согласованиях.
Но главная причина была в том, что особой необходимости в системе долгосрочных сбережений у государства не было. Нефтегазовые доходы были большими, бюджет профицитным. Денег хватало.
Сейчас ситуация другая. В этом году расходы превысят доходы примерно на три триллиона рублей. И есть большая вероятность, что жить в долг придется как минимум несколько лет. Значит, нужны источники ежегодного пополнения. Желательно внутренние. Потому что надеяться на внешние сейчас нет смысла.
Средства граждан планируют вкладывать в гособлигации, в том числе инфраструктурные. При этом управлять пенсионными накоплениями смогут не только негосударственные пенсионные фонды, но и другие финансовые институты — банки, брокеры, управляющие и страховые компании. Пенсионный капитал можно будет разбить на несколько частей. Это позволит увеличить сумму застрахованных сбережений. Ну если вдруг кто-то захочет и сможет стать пенсионером-миллионером.
Почему это так важно для государства
На Западе, как бы мы к нему сейчас ни относились, система долгосрочных сбережений работает десятилетиями. Там принято копить себе на старость чуть ли не смолоду. По крайней мере, многие начинают откладывать на пенсию, как только отдадут кредит за обучение.
Система пенсионных фондов очень развита. И все участники процесса получают плюсы. Клиенты — налоговые льготы и уверенность, что в будущем они не останутся без доллара в кармане. Государство — долгосрочные инвестиции. Пенсионным фондам нужно куда-то вкладывать деньги. И самое надежное вложение — государственные облигации. Вот круг и замкнулся.
Считайте сами. Какой-нибудь американский налогоплательщик каждый месяц откладывает на свою старость условные 100 долларов. Сразу же получает 20 долларов обратно — в качестве налогового вычета. При этом пенсионный фонд ведет, как правило, консервативную политику. В среднем половину полученных долларов вкладывает в ценные бумаги частных компаний, а половину, по сути, возвращает государству, покупая его облигации. Вот и получается, что на свои 20 долларов, отданных в качестве налогового вычета, государство получает 50 долларов, вложенных в гособлигации.
При этом пенсионные сбережения хороши тем, что клиенты их не трогают до пенсии. То есть отдавать их государству придется лишь через несколько десятков лет. Да и после этого многие получают не сразу всю выплату, а по чуть-чуть каждый месяц — в качестве прибавки к государственной пенсии. Вот и получается что-то вроде долгосрочного кредита, который власти берут у собственных граждан. В обмен на обещания безбедной старости.
Стоит ли в этом участвовать
Все нюансы новой реформы пока не ясны. Как только они появятся, можно будет сесть с калькулятором и все посчитать. В целом ничего плохого в долгосрочных инвестициях нет. Особенно если они сулят доход выше инфляции. Финансовый рынок у нас довольно прозрачный. Есть контроль и надзор со стороны Центробанка. Система страховых выплат после банкротств финансовых организаций работает без сбоев. Бояться государственной авантюры в духе ваучерной приватизации, думаю, не стоит.
Но и замораживать слишком много денег в долгосрочных инвестициях с ограниченными возможностями по их использованию тоже нет смысла. Думаю, 5 — 10% от свободных средств — это, наверное, максимум, которым можно рискнуть ради дополнительной прибавки к пенсии.
Простой пример: допустим, вы зарабатываете 100 тысяч рублей в месяц, тратите из них 70 тысяч, а 30 откладываете. Вот из этих 30 тысяч можно отправлять на будущую пенсию 10%, то есть 3 тысячи. В этом случае вы получите максимальную выгоду от софинансирования (если правила не изменятся). По сути, доходность от вложенных средств будет стопроцентной. А оставшиеся 27 тысяч рублей (90% свободных средств) лучше вкладывать в более ликвидные финансовые инструменты. Чтобы, накопив нужную сумму, купить что-то важное и нужное раньше, чем наступит пенсия.