Найти тему
Словесница

Как появился Раскольников

Пожалуй, общую сюжетную линию «Преступления и наказания» знают даже те, кто не читал. На школьных уроках литературы это одно из центральных произведений, а уж сколько мемов и различных шуток ходит на тему студента, старухи и топора, и не сосчитать. Как же получился такой не стареющий образ Родиона, к которому не пропадает интерес и спустя полторы сотни лет? Естественно, как и многое в романах Достоевского, из жизни.

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме "Преступление и наказание" 1969 года.
Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме "Преступление и наказание" 1969 года.

Что касается теории Раскольникова о том, что сильная личность имеет право пролить чужую кровь, если это вызвано великой целью, то похожие идеи высказал император Наполеон III в книге «Жизнь Юлия Цезаря», которая вышла в марте 1865 года и наделала в русском обществе много шума. Мысль о подобном превосходстве и стала идейной основой взглядов Родиона. Незадолго до событий романа он опубликовал статью, в которой оправдал право на убийство, если оно принесет пользу. Эта статья неоднократно упоминается разными персонажами по ходу повествования. Кроме того, идея моментального обогащения также интересовала героя. В этом отношении его прототипом Достоевский называл своего родственника А.Т. Неофитова, который проходил по делу подделывателей билетов 5 % внутреннего займа. Но это все прелюдия, как говорится, подготовка к самому главному. Само преступление тоже имеет под собой реальную основу.

Известно, что у Раскольникова было несколько причин убить старуху: обогатиться, избавить мир от вредной и жадной процентщицы. Но сам он признается позже: «Я захотел осмелиться и убил». То есть проверить свою безумную теорию: сильная он личность или нет, «Тварь ли я дрожащая или право имею». Он хотел убедиться, сможет ли он также безнаказанно и безболезненно для себя переступить через чужую кровь, имея хорошие, по его мнению, цели. В этом отношении на писателя в свое время произвело впечатление дело французского убийцы и вора Пьера-Франсуа Ласенера 1830-х годов. Достоевский даже отвел описанию процесса место в своем журнале в 1861 году и охарактеризовал преступника как человека, «для которого убить было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами». Конечно, Раскольникову далеко до него, ведь переступить через чужую жизнь безболезненно для себя он всё же не смог и переживал мучения, связанные и с совестью и со страхом быть разоблаченным.

Сам способ убийства также был подсказан писателю криминальной хроникой, уже во время работы над романом. В сентябрьском номере газеты «Голос» в 1865 году Достоевский прочел, как некий Герасим Чистов, приказчик 27 лет, убил топором в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Убитые были найдены в разных комнатах в лужах крови. Помимо всего прочего, я подозреваю, что именно Чистову наш Родион обязан фамилией. Ведь Герасим упоминался в хрониках как старообрядец, или раскольник, как их еще называют.

Вполне предсказуемо, что такой сложный и многогранный персонаж имеет не один прототип. Но как все-таки умело Достоевский совмещает в нем черты совершенно разных людей. Может, именно в этом причина «вечности» этого образа.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Поставьте лайк и подпишитесь, если вам понравился материал. А я с вами не прощаюсь.

Другие истории о прототипах книжных героев находятся по этой ссылке.