Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Россия берётся за сверхзвук: ОАЭ намерены присоединиться к российскому проекту по разработке сверхзвукового самолёта

Оглавление

Одна из технических гонок прошлого века — гонка за гражданский сверхзвук. Однако далеко не каждое соревнование заканчивается триумфом. Так случилось и с амбициозными французско-английским «Конкордом» и советским Ту-144, которые опережали своё время и в результате сильно перегнали инженерные возможности всех крупных мировых держав. Последующие неудачные события поставили крест на развитии гражданской сверхзвуковой авиации.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

И пока весь остальной мир свыкся с недостижимостью разработки, в России с приказом Президента РФ от 2019 года крылья гражданского сверхзвука постепенно расправляются и раз за разом приковывают к себе внимание мирового сообщества. О том, как развивается современная российская сверхзвуковая гражданская авиация и кто согласился поддержать проект, расскажем в статье.

Почему Россия ближе всех

«Создание нового поколения сверхзвуковых гражданских самолетов является одним из основных вызовов для современной авиационной науки во всем мире и одним из перспективных высокотехнологичных направлений, в котором Россия имеет реальный шанс стать мировым лидером», — считает генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало.

И его слова о реальном шансе России стать первой в сверхзвуковой гражданской авиации небезосновательны.

Ещё в сентябре 2020-го в «ОДК-Кузнецов» объявили, что приступили к регулярным поставкам двигателей НК-32-02, на которых устранили одну из преград развития сверхзвука — высокий расход топлива. Его предшественник НК-32 был создан ещё в 1977 году, но в 93-м документация была утеряна и производство остановлено. В 2007-м при работе над газотурбинным двигателем для самого мощного газотурбовоза ГТ1 была восстановлена часть утраченных документов, что позволило возобновить работу над НК-32. Новая модификация НК-32-02, созданная полностью из отечественных комплектующих, при сохранении компактности и массы стала потреблять на 10% меньше топлива. Этот показатель помог увеличить дальность полёта на 1 тыс. км.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

В это время в российской сверхзвуковой авиации случилось ещё одно важное событие, ради которого в том числе была произведена модификация НК-32. Новые двигатели с самарского завода были поставлены на завод «Туполев», где полным ходом проходила модернизация ещё одной жемчужины российского сверхзвука — Ту-160.

«ОДК-Кузнецов» удалось вернуть статус серийного производителя газотурбинных двигателей для авиации, начав поставки НК-32 серии 02. Это важное событие для коллектива предприятия — проект по возобновлению выпуска новых изделий для Ту-160 потребовал масштабной модернизации и технического перевооружения производства», — отмечает заместитель генерального директора «ОДК-Кузнецов» Алексей Соболев.

Самолётом-носителем двигателя новой серии станет Ту-160М2, первый представитель которого уже поднимался в воздух в начале 2022 года. В этом же году должно начаться их серийное производство. Минобороны уже подписало заказ на 50 Ту-160М2. К слову, в перспективе ещё одним носителем НК-32-02 станет самолёт «Посланник» небезызвестного ПАК ДА.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Проект «Стриж»

Впервые о гражданских сверхзвуковых «Стрижах» стало известно на МАКС-2019, где ЦАГИ представил макет будущего самолёта. Как раз после этого события и заговорили о скором начале работ над новым поколением сверхзвуковых гражданских самолётов. А уже через год генеральный директор ЦАГИ заявил, что в России сформировано техническое предложение по проекту перспективного сверхзвукового гражданского 6-местного самолёта (СГС) «Стриж». В натуральную величину длина самолёта составит 38 метров, судно будет вмещать 8 человек: 2 лётчиков и 6 пассажиров. «Стриж» должен развивать скорость 1,8 Маха, что примерно равняется 1,9-2,2 тыс. км.

На сегодняшний день «Стриж» — не единственный тип СГС, над которым ведут работы российские авиационные предприятия. Например, ПАО «Туполев» совместно с другими ведущими отечественными организациями разрабатывает СГС на 30 пассажирских кресел. Кроме того, к 2024 году российские инженеры планируют разработать газогенератор для СГС, который станет основным элементом нового авиационного двигателя, предназначенного для выполнения крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости.

-4

IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомьтесь подробнее по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Интерес не угас

Ещё в 2021-м сообщалось, что Россия и ОАЭ создадут совместное предприятие для разработки и создания сверхзвукового пассажирского самолёта в двух версиях: пассажировместимостью до 8 и до 30 человек.

«Это будет совместное предприятие. Вопрос, какое это будет долевое участие. Пока мы к этому вопросу еще не подходили. С эмиратской стороны это будет Mubadala, с нашей — понятно, что это будет ОАК [Объединенная авиастроительная корпорация]», — заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров.

Больше совместный проект не обговоривался. Однако на недавно прошедшей выставке в ОАЭ выяснилось, что Эмираты до сих пор сохраняют интерес к проекту СГС. Демонстратор для отработки технологий планируется создать в 2027 году. При этом ОАЭ предлагается принять участие на этапе проведения научно-исследовательской работы:

«Даже не НИОКР еще, а НИР — они рассматривают возможность подключения. Такая работа и такое сотрудничество осуществляется, но пока это не в активной фазе. На каком этапе они подключатся или вообще не подключатся — вопрос, но они пока сохраняют заинтересованность», — сообщил Мантуров.
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

За океаном тоже не спят. Крупнейший американский перевозчик American Airlines договорился с фирмой Boom Supersonic о покупке 20 сверхзвуковых самолётов с возможностью покупки ещё 40 и уже внёс предоплату за первые 20. Планы у американцев амбициозные: самолёт должен вмещать от 65 до 85 пассажиров, летать со скоростью 1,7 Маха на расстояние 7,8 км. Предполагалось, что производство лайнеров начнётся в 2025 году, а уже к 2029 году American Airlines будет осуществлять на СГС пассажирские перевозки. Однако в конце 2022 года проект потерял одного из самых мощных партнёров — Rolls-Royce, который разрабатывал двигатели для американского СГС. Вместе с покинувшими проект англичанами сроки амбициозного проекта сдвинулись на неопределённый срок.

Автор:

Самойлик Мария

Мы стараемся выкладывать только качественные материалы. Если вы это оценили, поставьте лайк и подпишитесь! Так мы поймем, что не зря стараемся!

Читайте также:

ОАК замахнулась на контракт века: корпорация рассматривает возможность производства в Индии Sukhoi SuperJet
SFERA – Pro Технологии22 февраля 2023
К разработке поразившего весь мир российского истребителя Су-75 привлекут Индию, жалеющую о выходе из проекта Су-57
SFERA – Pro Технологии17 февраля 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA