Найти тему
66.RU

Репортаж 66.ru: везем большие деньги из пункта А в пункт Б

Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Фото: Сергей Логинов для 66.ru

Бронированный Fiat, пистолеты и три серьезных мужчины. Вспоминаем, как Портал 66.ru составил компанию бригаде инкассаторов. По нашим собственным подсчетам, мы транспортировали около 40 млн рублей.

Уговорить банки показать обратную сторону жизни денег оказалось делом непростым и очень длительным. Но мы это сделали. Доставить кучу денег из точки А до точки Б отправляемся вместе с бригадой инкассаторов Банка 24.ру. Точка А — один из банкоматов в Екатеринбурге. Точка Б — дебаркадер в помещении банка, куда мы должны сдать наличность.

Слово «инкассация», кстати, итальянское и дословно переводится «класть в ящик». 1 августа 1939 года в Госбанке СССР была создана служба инкассации.
Слово «инкассация», кстати, итальянское и дословно переводится «класть в ящик». 1 августа 1939 года в Госбанке СССР была создана служба инкассации.

День каждого инкассатора начинается с переодевания и экипировки. Там, за железной дверью — оружейная комната. Но туда нас не пустили. Сказали: «Много будете знать — скоро состаритесь».

Стандартная экипировка человека, который сопровождает деньги: бронежилет, пистолет ИЖ-71, рация и сотовый телефон. Никаких резиновых дубинок и газовых баллончиков. Ничто не должно мешать удобному и быстрому передвижению.
Стандартная экипировка человека, который сопровождает деньги: бронежилет, пистолет ИЖ-71, рация и сотовый телефон. Никаких резиновых дубинок и газовых баллончиков. Ничто не должно мешать удобному и быстрому передвижению.

Не считая двоих бездельников (меня и фотографа), в нашей бригаде три человека, один из которых водитель. Интересно, что он не просто управляет машиной, но и имеет все навыки владения оружием, самообороны и обладает нужными теоретическими и практическими знаниями по сопровождению денег. Инкассаторские машины делают в России на базе популярных иномарок. Комплектаций множество. Практически все можно укомплектовать по заказу банка.

Бронеавтомобиль «Дукат» 19523 на базе Fiat Ducato: передний привод 4×2; грузоподъемность 1 050 кг; двигатель: дизельный с турбонаддувом 2,3 л; пулестойкое моллированное лобовое стекло, 4 боковых и одно заднее пулестойкие стекла; 5 бойниц открытого типа по периметру; переговорное устройство (интерком); усиленная подвеска; стабилизатор поперечной устойчивости; автономный отопитель воздушного типа салона Webasto.
Бронеавтомобиль «Дукат» 19523 на базе Fiat Ducato: передний привод 4×2; грузоподъемность 1 050 кг; двигатель: дизельный с турбонаддувом 2,3 л; пулестойкое моллированное лобовое стекло, 4 боковых и одно заднее пулестойкие стекла; 5 бойниц открытого типа по периметру; переговорное устройство (интерком); усиленная подвеска; стабилизатор поперечной устойчивости; автономный отопитель воздушного типа салона Webasto.

Банкомат, из которого нам нужно извлечь наличность, больше похож на огромного робота. И, кстати, банкоматы — очень недешевое удовольствие. Их стоимость в среднем варьируется от 300 тысяч до 1,5 млн рублей.

Для того чтобы открыть банкомат, инкассатор выполняет несколько движений, которые от глаз общественности скрыты. От наших тоже. Но ключ там был — я точно видел.
Для того чтобы открыть банкомат, инкассатор выполняет несколько движений, которые от глаз общественности скрыты. От наших тоже. Но ключ там был — я точно видел.

Прежде чем забрать деньги, нужно распечатать из системы чек. В чеке информация о количестве наличности. Причем, по словам банковских сотрудников, там указывается не сумма, а количество листов. То есть сколько именно денег мы везли, мы знать не могли. Здесь, кстати, был разрушен один из моих стереотипов. Инкассаторы и самих денег не видят тоже. Банкомат укладывает купюры в специальные металлические чемоданы в соответствии с номиналом. В таком виде бригада и перемещает деньги по городу.

Увидеть деньги мы не могли, но попробовали посчитать. У нас два чемодана с номиналом купюр 5000 и два чемодана с номиналом 1000. По нашему предположению, если заполнить один из чемоданов, то туда поместится от 3000 до 4000 купюр. Будем надеяться, что наши чемоданы были полные. Итого: мы привезли в банкомат около 40 млн рублей.
Увидеть деньги мы не могли, но попробовали посчитать. У нас два чемодана с номиналом купюр 5000 и два чемодана с номиналом 1000. По нашему предположению, если заполнить один из чемоданов, то туда поместится от 3000 до 4000 купюр. Будем надеяться, что наши чемоданы были полные. Итого: мы привезли в банкомат около 40 млн рублей.

Металлические контейнеры с деньгами переносят в специальных сумках. Кроме того, у каждого чемодана есть сопроводительная документация, которую инкассаторы потом в банке сдают. Под роспись. Теперь деньги нужно погрузить в машину и быстро ехать. Спрашиваю у водителя, часто ли останавливают сотрудники ДПС. Говорит, бывает, но в основном — если кто-то из коллег нарушает скоростной режим. Пугающие многих машины инкассаторов на тротуарах — в рамках допустимого, если по-другому не подъехать.

По инструкции, во время перевозки денег водитель (у которого, кстати, под рукой центральный замок) не имеет права открывать двери даже сотрудникам полиции. Для того чтобы поговорить с кем-то, установлена система связи. Микрофон и динамик встроены снаружи в водительскую дверь.
По инструкции, во время перевозки денег водитель (у которого, кстати, под рукой центральный замок) не имеет права открывать двери даже сотрудникам полиции. Для того чтобы поговорить с кем-то, установлена система связи. Микрофон и динамик встроены снаружи в водительскую дверь.

Отправляемся в банк. Страшное слово «дебаркадер». Туда нам нужно сдать наличность. Перед поездкой спросил у руководителя инкассаторов, приходилось ли когда-нибудь инкассаторам банка применять оружие. «Ни разу. Слава богу».

Это мне напомнило сдачу багажа в аэропорту. Но здесь, конечно, все серьезнее и суровее. После того как деньги переданы, нужно сдать сопроводительную документацию.
Это мне напомнило сдачу багажа в аэропорту. Но здесь, конечно, все серьезнее и суровее. После того как деньги переданы, нужно сдать сопроводительную документацию.

Вот здесь долгий путь денег и заканчивается. Дальше банкноты отправляются в деньгохранилище. Там их сортируют, считают и укладывают ровными стопочками. Но туда — ни-ни. Как ни упрашивай. Хотя деньгохранилище — это моя давняя мечта. Надеюсь, мы и там побываем.

Между собой инкассатор и сотрудник банка, который принимает деньги, прямого контакта не имеют. Все во имя безопасности.
Между собой инкассатор и сотрудник банка, который принимает деньги, прямого контакта не имеют. Все во имя безопасности.

На этом можно было бы поставить точку. Деньги-то на месте. Поставленные задачи выполнены. Но мы с фотографом Сергеем решаем, что пойдем до конца.

Это помещение инкассаторов. Здесь они отдыхают, пьют чай, смотрят телевизор. Кстати, отличный музыкальный центр и хорошие колонки. Слушают там кантри на «Народной волне». Ну и, как у настоящих героев — кубок за победу в турнире по волейболу.
Это помещение инкассаторов. Здесь они отдыхают, пьют чай, смотрят телевизор. Кстати, отличный музыкальный центр и хорошие колонки. Слушают там кантри на «Народной волне». Ну и, как у настоящих героев — кубок за победу в турнире по волейболу.

Рабочий день инкассаторов заканчивается около 22:00 — 23:00. Поэтому сразу после коротких посиделок с нами бригада вновь берется за оружие. И дальше — в соответствии с путевым листом и служебной инструкцией.

Вот здесь мы и прощаемся. Желаем удачи и жмем руки. Довезите мне мою зарплату, пожалуйста.
Вот здесь мы и прощаемся. Желаем удачи и жмем руки. Довезите мне мою зарплату, пожалуйста.