Бронированный Fiat, пистолеты и три серьезных мужчины. Вспоминаем, как Портал 66.ru составил компанию бригаде инкассаторов. По нашим собственным подсчетам, мы транспортировали около 40 млн рублей.
Уговорить банки показать обратную сторону жизни денег оказалось делом непростым и очень длительным. Но мы это сделали. Доставить кучу денег из точки А до точки Б отправляемся вместе с бригадой инкассаторов Банка 24.ру. Точка А — один из банкоматов в Екатеринбурге. Точка Б — дебаркадер в помещении банка, куда мы должны сдать наличность.
День каждого инкассатора начинается с переодевания и экипировки. Там, за железной дверью — оружейная комната. Но туда нас не пустили. Сказали: «Много будете знать — скоро состаритесь».
Не считая двоих бездельников (меня и фотографа), в нашей бригаде три человека, один из которых водитель. Интересно, что он не просто управляет машиной, но и имеет все навыки владения оружием, самообороны и обладает нужными теоретическими и практическими знаниями по сопровождению денег. Инкассаторские машины делают в России на базе популярных иномарок. Комплектаций множество. Практически все можно укомплектовать по заказу банка.
Банкомат, из которого нам нужно извлечь наличность, больше похож на огромного робота. И, кстати, банкоматы — очень недешевое удовольствие. Их стоимость в среднем варьируется от 300 тысяч до 1,5 млн рублей.
Прежде чем забрать деньги, нужно распечатать из системы чек. В чеке информация о количестве наличности. Причем, по словам банковских сотрудников, там указывается не сумма, а количество листов. То есть сколько именно денег мы везли, мы знать не могли. Здесь, кстати, был разрушен один из моих стереотипов. Инкассаторы и самих денег не видят тоже. Банкомат укладывает купюры в специальные металлические чемоданы в соответствии с номиналом. В таком виде бригада и перемещает деньги по городу.
Металлические контейнеры с деньгами переносят в специальных сумках. Кроме того, у каждого чемодана есть сопроводительная документация, которую инкассаторы потом в банке сдают. Под роспись. Теперь деньги нужно погрузить в машину и быстро ехать. Спрашиваю у водителя, часто ли останавливают сотрудники ДПС. Говорит, бывает, но в основном — если кто-то из коллег нарушает скоростной режим. Пугающие многих машины инкассаторов на тротуарах — в рамках допустимого, если по-другому не подъехать.
Отправляемся в банк. Страшное слово «дебаркадер». Туда нам нужно сдать наличность. Перед поездкой спросил у руководителя инкассаторов, приходилось ли когда-нибудь инкассаторам банка применять оружие. «Ни разу. Слава богу».
Вот здесь долгий путь денег и заканчивается. Дальше банкноты отправляются в деньгохранилище. Там их сортируют, считают и укладывают ровными стопочками. Но туда — ни-ни. Как ни упрашивай. Хотя деньгохранилище — это моя давняя мечта. Надеюсь, мы и там побываем.
На этом можно было бы поставить точку. Деньги-то на месте. Поставленные задачи выполнены. Но мы с фотографом Сергеем решаем, что пойдем до конца.
Рабочий день инкассаторов заканчивается около 22:00 — 23:00. Поэтому сразу после коротких посиделок с нами бригада вновь берется за оружие. И дальше — в соответствии с путевым листом и служебной инструкцией.