Найти тему
ДЛЯ УМА И ДУШИ

ТРУДНОСТИ ЗАКАЛЯЮТ? вопросы педагогики

Действительно, если брать по большому счёту, то всякие там трудности и сложности могут серьёзно укрепить ваш дух и тело подобно тому, как с помощью огня и ледяной воды выковывают крепкий стальной клинок. Процесс этот можно объяснить необходимостью адаптации, то есть приспособления человека под условия окружающей его среды. Даже поговорка такая есть известная: «Всё, что не убивает, делает нас сильнее!»

Однако, есть тут одно серьёзное «НО». Трудности эти не должны быть надуманными и искусственными, что называется «в нагрузку» к основным проблемам.

Многие, я бы даже сказал очень многие родители из благих побуждений, желая выковать из своего ребёнка «настоящего человека» попросту «перегибают палку» и создают ему дополнительные трудности, преодоление которых вовсе не носит обязательного характера. При этом они в упор не замечают реальных проблем, стоящих перед их чадом, на решение которых действительно нужно сосредоточить усилия.

В итоге у ребёнка не формируется способность определения степени важности задач, жизненных проблем и вопросов на первоочередные, второстепенные и совершенно не важные (надуманные). При этом малозначительные и откровенно пустяковые трудности могут принять в детском сознании характер глобальных трагедий и вселенских катастроф до уровня «жизни и смерти», что способно привести к нервному срыву или глубокой депрессии.

-2

В конечном итоге у ребёнка включаются, заложенные матушкой природой защитные механизмы и он попросту перестаёт реагировать и уходит от всяческих попыток самостоятельного решения, прячась за искусственное безразличие, этакий детский «пофигизм».

Я знал одного папу, который сделал для себя «идеей фикс» сделать из своего сына «супер бойца» и Чемпиона всех времён и народов. Выражалось это в повышенной требовательности ко всему, чем бы ребёнок не занимался и сумашедшем росте нагрузок. Любой результат на соревнованиях, кроме первого места, был поводом критического разбора с обвинениями в недостаточном прилежании и навешивании обидных для мальчишеского самолюбия ярлыков.

По всей вероятности, папаша считал, что именно так и воспитываются чемпионы и ни на какие советы тренера не реагировал, полагая, что сам знает, что и как делать. Он действительно полагал, что его жёсткость и требовательность к сыну стимулирует и бодрит, провоцирует рост спортивного мастерства, но получилось всё с точностью до наоборот.

Не достигнув значимых результатов у одного тренера, отец с сыном подались к другому, затем к третьему. У ребёнка начались трудности с учёбой в школе, испортились отношения с друзьями, его психика стала давать сбои, и он был вынужден прекратить спортивные занятия.

До сих пор переживаю, что, в своё время, не смог вразумить ретивого папашу, не нашёл нужных слов и аргументов.

Уважаемые родители, помните, что перед тем, как вылить ушат ледяной воды на любимое чадо в целях его «спартанской закалки», не забудьте приготовить тёплое одеяло для согревания.

Д.Саломатин (Кинешма, февраль 2023 г.)