Первый научный поход на дрейфующей льдине состоялся, как известно, после благополучного спасения героев-челюскинцев. В 1933 году пароход «Челюскин» отправился из Ленинграда в Мурманск, а оттуда по трассе Северного морского пути во Владивосток. Но в пути оказался зажат льдами, совершил вынужденный дрейф и в конце концов затонул. А экипаж судна и ученые, высадившись на лед, около трех месяцев ждали спасения. #INJECT_1# Опыт пребывания на льдине подтолкнул Отто Шмидта, знаменитого исследователя Севера, руководившего той экспедицией, к мысли обосновать дрейфующую научную станцию на такой же «странствующей» части ледяного массива. В район Северного полюса четверку отважных ученых-полярников во главе с Иваном Папаниным доставил самолет. 21 мая 1937 года (этот день стал в России официальным праздником — Днем полярника) они подняли над дрейфующей ледяной станцией флаг советской страны. А спустя 85 лет после этого знаменательного события ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» — она же научно-экспедиционный ледокол — вышла на испытания в Финский залив. Строительство в Петербурге этого чудо-судна, не имеющего аналогов в мире, позволило возродить программу дрейфующих полярных станций после почти десятилетнего перерыва, связанного с изменением климата. 2 октября прошлого года над дрейфующей полярной станцией «Северный плюс-41» был поднят российский флаг, а в Арктический институт (ААНИИ) ушла первая метеосводка. Хотя задачи у полярников значительно шире. Кроме метеорологических наблюдений они проводят на могучей льдине непрерывные геофизические, океанографические, гидробиологические и прочие исследования. Берут в пути пробы воды и донных отложений, фиксируют свойства и движение арктических льдов, отмечают скорость и направление течений в океане. Это важно как с точки зрения фундаментальной науки, так и для обоснования гидрометеорологических прогнозов, которые позволяют в свою очередь обеспечивать безопасную навигацию по Северному морскому пути. В будущем сезоне этот высокоширотный морской транспортный коридор, согласно государственной программе развития Русской Арктики, должен превратиться в круглогодичную трассу. А значит, потребность в более точных прогнозах ученых существенно вырастет. Первая экспедиция «Северный полюс» завершилась после разрушения и уменьшения ледового поля, на котором базировалась полярная станция ученых-папанинцев. А станция «Северный плюс-41» расположена рядом с ЛСП, где петербургские полярники живут в безопасных и комфортных условиях, работая и в этой плавучей лаборатории, и в научном лагере на льду. «Российская наука вернулась в Арктику надолго, строя свою работу на принципиально новых организационно-технологических принципах, — отмечает геоморфолог Александр Макаров, директор ААНИИ. — У нас теперь есть специальное судно, которое может вмораживаться в лед и дрейфовать безопасно для полярников. Расчетный срок его службы — четверть века, но мы понимаем, что судно сможет работать и дольше, возможно, даже 40 лет. Это существенно расширит горизонт нашего планирования, обеспечит возможность проведения на судне долгосрочных исследований и экспериментов». В настоящее время экспедиция «Северный полюс-41» продолжает движение по намеченному маршруту. Генеральное направление дрейфа проходит, по всем расчетам, через приполюсный район по направлению к Гренландскому морю. Минуя пролив Фрама (он расположен между островом Гренландия и архипелагом Шпицберген), соединяющий арктический и североевропейский бассейны Северного Ледовитого океана, научно-экспедиционное судно «Северный полюс» с полярниками на борту прибудет своим ходом в порт Мурманска.
Наука странствовать во льдах. 85 лет назад закончилась первая арктическая экспедиция
28 февраля 202328 фев 2023
8
3 мин