Долгое время функции столичных археологов ограничивались лишь редким сопровождением строительных работ. Ученых приглашали только тогда, когда рабочие находили следы древнего прошлого. Именно поэтому многие открытия были сделаны по счастливой случайности.
Так произошло, например, в 1932–1933 годах, когда во время прокладки первой линии метрополитена на Моховой улице метростроевцы обнаружили многочисленные фрагменты средневековых построек. Тогда руководство московского отделения Государственной академии истории материальной культуры (ныне — Институт истории материальной культуры Российской академии наук) согласовало участие археологов в процессе, но полноценные работы организовать не удалось. Специалисты лишь наблюдали и иногда выцепляли из строительного котлована отдельные предметы.
Ровно 30 лет назад, в феврале 1993 года, в результате решения городских властей о необходимости серьезной реконструкции и изменения назначения Манежной площади на территории начались раскопки, продлившиеся четыре года. Они значимы в том числе и тем, что это был первый удачный опыт, когда масштабным работам предшествовали серьезные научные изыскания.
Раскопки оказались уникальными для своего времени, а их значение для города и исторической науки сложно переоценить: находки музеефицировали, представители науки, властей и бизнеса смогли наладить конструктивное взаимодействие, также была создана база для научных публикаций, диссертаций и многое другое.
Древнее Занеглименье
Когда-то на месте современной Манежной площади была большая неосвоенная территория, которая располагалась за рекой Неглинной, а саму местность называли Занеглименьем.
Первое достоверное упоминание об этой земле относится к концу XV века, когда Иван III после пожара 1493 года приказал очистить это место от деревянных построек, после чего будущая Манежная площадь опустела до конца XVI столетия.
«На всех старинных картах Москвы эта часть Манежной указана как пустошь. Но нам удалось найти более раннюю застройку, которая подтвердила то, что в XII–XIII веках здесь была посадская территория — то есть заселенное место за пределами укрепленных сооружений», — говорит главный археолог Москвы, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия Леонид Кондрашев, который был одним из руководителей исследований на Манежной площади.
Раскопки 30-летней давности он называет археологическим прорывом. Ведь благодаря им ученые получили тысячи артефактов, составивших основу коллекции Музея археологии Москвы.
«В науке нет места спортивному принципу, поэтому составлять какой-либо рейтинг наших находок на Манежной не стоит. Каждая из них уникальна и позволила по-новому взглянуть на некоторые страницы из истории города», — рассказывает Кондрашев.
Одним из таких открытий стал Воскресенский мост, известный по картинам Аполлинария Васнецова. Раскопки позволили установить, что изначально это был не мост, а мельничная плотина, упоминание о которой датировано началом XVI века. А сам мост появился только 100 лет спустя, когда старый деревянно-земляной мост-плотину через Неглинную заменили на каменный.
В XVII веке на этом месте поселили стремянной стрелецкий полк. Археологам удалось найти нательные серебряные кресты, оружие, выявить жилую застройку хозяйственных дворов, где сохранились изделия из бересты, кожи, разная посуда.
«Предметы быта средневековой Москвы хорошо сохранились. В то время Неглинная превратилась в каскад прудов, и эти места заболотились. Но в мокром грунте хорошо сохраняются органические остатки: основания срубов, частоколы, границы владений, погреба и так далее. Мы увидели то, как жила столица в XVII веке. Было интересно узнать, что мужчины-модники в те времена носили сапоги на высоком каблуке, который украшали латунными проволочками, напоминающими золотые», — отмечает Леонид Кондрашев.
Другая интересная находка — осколок стеклянного бокала киевского производства, датированный XIII веком, который в то время стоил баснословных денег.
Трактир «Скачок» и шведская монета
В XVIII веке, когда Петр перенес столицу в Санкт-Петербург, территорию современной Манежной площади заселили в том числе и криминальные элементы. Именно здесь располагался знаменитый трактир «Скачок», который также удалось раскопать. На его месте был обнаружен сосуд для парфюма с двойным дном, чтобы обманывать покупателей дорогого продукта.
«Нашли мы и шведскую монету — эре. Вспоминается, что при Шуйских по условиям Выборгского договора для защиты Москвы от поляков был задействован корпус шведского полководца Якоба Понтуссона Делагарди. Возможно, что эта монета принадлежала кому-то из его воинов», — продолжает главный архитектор Москвы.
Моисеевский некрополь
Когда-то Манежная именовалась Моисеевской площадью — по названию Моисеевского женского монастыря, который возник в середине XVI века и располагался в северо-западной части этой местности. Однако существовал он недолго. В 1787 году монастырь упразднили, а на его месте поселили батальон солдат.
При раскопках был обнаружен белокаменный фундамент церкви Моисея Боговидца (середина XVII века) и некрополь монастыря, в котором оказалось более 600 захоронений. Погребения в деревянных колодах располагались в четыре яруса.
При расчистке захоронений ученые нашли нательные резные деревянные кресты, керамические, стеклянные, металлические сосуды — слезницы. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками. Благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет.
Важность раскопок на Манежной
Главный успех проведенных 30 лет назад исследований в том, что в результате город получил тысячи артефактов, каждый из которых очистили, зафиксировали в отчетах и передали для дальнейших исследований. Кроме того, в 1997 году вокруг устоев Воскресенского моста построили Музей археологии Москвы.
Это был первый масштабный опыт конструктивного взаимодействия властей Москвы и научного сообщества, который позднее успешно применили и при других важнейших раскопках — в Зарядье, в Коломенском, в Царицыне, Гостином Дворе — и используют до сих пор.