Миша ровесник моего младшего сына. До середины осени прошлого года он не ходил в сад, отлично проводя время дома с мамой. У Миши есть старший родной брат школьник и двое двоюродных братьев школьников, с которыми он проводит много времени. Родной брат с двоюродным учатся в одном классе. После уроков вместе приходят домой. Все вместе играют. Потом к ним присоединяется старший двоюродный брат.
Всем было отлично и хорошо.
Но осенью в семье стало заметно не хватать денег. Тогда же решили отдать Мишу на полдня в сад, а мама устроилась администратором в стоматологическую клинику. Работает она с утра и до обеда. Поэтому в обед Миша идёт домой. Ему нравится так. А вот сад он так и не полюбил. Более того, сад не полюбил Мишу. Мишу считают агрессором. И друзей у него всего двое: такие же мальчики с ярлыками "агрессор". Но что удивительно, агрессоры отлично ладят друг с другом
Все началось в первый день. Рома, самый маленький и по возрасту и внешне ребенок в группе, вырвал у Миши из рук машинку, с которой он играл.
Миша на полминуты подвис от такого, но пото просто вырвал машинку у Ромы. А когда тот попытался вновь ее отобрать, просто стукнул его.
Виноватым был назначен Миша. Потому что нельзя бить. Надо было говорить словами. А вообще вырывать машинки друг у друга - плохо. Надо играть вместе.
Мишу попытался вытолкать из-за руля игрушечной машинки на детской площадке тот же Рома. Но Миша сидел за рулём. И Миша крупнее. Когда Мише надоело (быстро), что его выгоняют, он просто оттолкнул Рому. Естественно, тот упал. И опять агрессором был назначен Миша. А Рома он вообще маленький. Он как младший братик. О нем надо заботится и помогать ему. Только Миша не хочет.
- Он у вас эгоист, - рассуждала потом воспитатель, - совершенно не умеет делиться, уступать. Не понимаете, что такое забота о других.
- А почему именно он должен уступать? Почему о нем никто не хочет позаботится? - спросила мама.
- Он старше. Он сильнее. Он должен быть добрее. А он совершенно не умеет прощать, не соизмеряет свой ответ и избыточно реагирует.
- Прощать надо тогда, когда просят извинить. А прощать потому, что кто-то просто слабее - это воспитывать жертву из своего ребенка. Он должен уметь защищаться.
- А в итоге растите агрессора!
На том разговор и завершился.
А спустя небольшое время опять случился конфликт: две девочки играли между собой, а Миша стоял рядом и смотрел.
- Уйди! - приказала одна из девочек.
- Нет! - ответил Миша.
Тогда девочка встала, подошла к нему, приблизилась к его лицу и истошно заорала. Миша испугался и ударил ее по лицу. Наверное, она рассчитывала на реакцию "беги", а получила "бей". Все же разные. И далеко не все бегут от опасности.
Вечером были разборки. Виноватым назначили Мишу. Во-первых, бить никого нельзя, а тем более девочек, во-вторых, надо уметь договариваться.
С этого момента за Мишей закрепилось понятие "агрессор".
- А я считаю, что ребенок должен уметь постоять за себя и себя защитить. Ни разу Миша не напал первым. Но и отходить в сторону потому, что другой младше или девочка - не должен. И пусть считают агрессором. Я считаю, что он просто не жертва. С жертвой общаться, конечно, проще. А он заставляет считаться с собой и своими интересами. Конечно, так нехорошо для других.