На одни из выходных майских праздников посетили семьёй Волгоград.
Волга, Мельница Гергардта, Родина-мать... впечатляет и одухотворяет..
НО! Большинство видят в этом гордость, величие страны и трагедию прошлого, я же увидел изнанку российского настоящего.
Экскурсии по Волге проводят на прогулочных теплоходах серии «Москва», спроектированных и выпущенных в 60-70ые годы уже прошлого века. При этом стоимость билета на них совсем не коммунистически-социальная.
Набережная, если начинать свой путь по ней от музея Сталинградская битва, в сильно удручающем состоянии. Мы долго шли в надежде увидеть что-то интересное и красивое, но только несколько памятников советских времен и иногда современные детские площадки. Наконец добрались до Центральной набережной, где была проведена масштабная (по крайней мере по бюджету) современная реконструкция. Здесь есть на что посмотреть и полюбоваться, но по сути это не набережная — а только спуск к набережной — Центральная лестница.
Далее на набережной расположен памятник волжским речникам. Оказывается, «композиционно памятник имеет вид бассейна, облицованного гранитными плитами, в центре которого установлен катер «Гаситель»». Почему оказывается? Потому что вживую мне запомнился только сам катер, а бассейн то я и не приметил. Возможно потому что воды в нём не было, а возможно потому, что состояние этого «бассейна» не позволило представить его бассейном. Сам катер прогнил настолько, что дети залезают поиграть в него через его дно.
При этом недалеко расположился уже современный интерактивный музей «Россия — Моя история», в котором красочно рассказывается о былых достижениях.
Мамаев курган и Родина-мать — величественно и монументально. Осознание того, что холм кургана по сути является братской могилой для десятков тысяч людей, приводит в трепет. Начинаешь переосмысливать и по-другому прочувствовать весь ужас и трагедию той войны.
Но в реальность возвращают поведённая от времени плитка советских времен, местами разбитая или совсем отсутствующая. Повсеместное торгашество сувенирами, соответствующей символикой и прочим, а также большое количество людей пытающихся заработать хоть что-то на проведении экскурсий. Цены на сувениры и прочую атрибутику неадекватны относительно их качества и возможных затрат на изготовление.
В Волгограде есть ещё одна достопримечательность, особенно понравившаяся детям — Метротрам, по сути представляющий из себя обычный трамвай, некоторая часть пути которого проходит под землёй. Но опять же, эта достопримечательность спроектирована и введена в эксплуатацию в советские времена уже прошлого столетия. Решили посмотреть город на этом «особенном» трамвае. Но чем дальше отъезжали от центра, тем более унылый и серый пейзаж нас окружал — серые «сталинки», мусор, какие-то потрепанные, то ли заброшенные, то ли всё же работающие промышленные объекты. Было желание, не дожидаясь конечной, пересесть в обратную сторону. Дотерпели до конца маршрута , но поняли, что только зря потратили время, а нужно было ещё столько же возвращаться назад.
На следующий день решили посетить Волго-Донской канал. Всё то же самое — масштабно и величественно по архитектуре и объёмам выполненные в советские времена шлюзы канала и современная набережная, представляющая из себя по большому счету широкую вымощенную тротуарной плиткой пешеходную дорогу вдоль реки.
В итоге ощущения от поездки у меня сложились двойственные. С одной стороны — производят неизгладимые впечатления исторические памятники, в том числе архитектурные. С другой то, что Россия продолжает жить прошлым, пытаясь по максимуму выжать всяческую прибыль от достижений и памяти прошлого в своих интересах, не создавая по большому счету чего-то нового, современного и, в принципе, забывая о необходимости цивилизованного развития, гонясь только за сиюминутными выгодами.
Эпилогом к моим размышлениям служит коммунальная авария на канализационном коллекторе, произошедшая в Волгограде 26 октября 2022 года. Авария оставила более 200 тыс человек на несколько дней без воды и тепла и наполнила фекальными стоками Волгу. В причины канализационного потопа записали нарушения, допущенные при прокладке коллектора в начале 1970-х годов. Здесь, мне кажется, комментарии излишни.