Найти в Дзене

Украшения «Zanoza Abezova». Здесь русский дух и Русью пахнет...

В 2019 году Елизавета Абезова, студентка Ставропольского краевого художественного училища, внезапно осознала, что хочет создавать собственные украшения. Так, после окончания учебного заведения, ею был создан бренд уникальных украшений ручной работы из дерева «Zanoza Abezova». Нет, никаких заноз! Просто раньше она использовала в творчестве булавки. Предмет острый, как заноза. Так и появилось оригинальное название.
Девушка активно ведёт социальные сети, проводит розыгрыши и получает восторженные отзывы от подписчиков.
Я пообщалась с Лизой и узнала, как её хобби переросло в своё перспективное дело.

Становление художницы
Лиза выросла в творческой семье, однако до неё никто не решался сделать искусство своей профессией. Мама (бухгалтер) рисует, шьёт и лепит. Папа отлично поёт. Одна тётя пишет стихи, а другая создаёт русские кокошники.
Домашние часто покупали книги про музеи, картины и костюмы.
Мама всегда поддерживала Лизу на творческом пути, водила в различные кружки. В 9 классе девочка окончательно определилась с выбором профессии и в 2016 году поступила в Ставропольское краевое художественное училище по направлению «Живопись». Там мы с ней пересекались неоднократно. Лиза общительная, весёлая и талантливая девушка.

- Лиза, как получилось, что ты писала картины маслом и вдруг стала делать украшения?
- На 4-м курсе училища познакомилась с парнем, который сам собрал 3D принтер и печатал на нём запчасти. Я попросила его напечатать голову Давида (работа скульптора Микеланджело Буонарроти) и сделала из неё брелок. Спросила его:
«Не хочешь печатать античные головы и делать из них украшения?» Мужчину рассмешила моя идея. Он сказал, что может печатать их для меня. И вот я начала создавать себе серьги и подвески. Естественно, в училище многие друзья тоже захотели серьги с Давидом и Аполлоном. Создала страничку в сети «Индиго 516» (порядковый номер у масляной краски) и продавала их понемногу.

Распечатанные головы и носы мне быстро надоели. Да и творчества в этом совсем не было. Начала искать другие материалы.
В это время моя подруга занималась созданием украшений из деревянных спилов и я тоже решила попробовать. Нашла отпиленную ветку вишни в огороде, нарезала её и стала расписывать. Это мне понравилось гораздо больше!
А потом пошли эксперименты: серьги из спилов, веток, булавок и прочее. Веселилась, как могла. Рисовала всё, что захочу. Занятие украшениями захватывало всё больше и больше.

- Переломный момент в творчестве...
- После окончания училища мы с мамой переехали в Москву. Поступать дальше в Суриковское я передумала, работы не было, не знала, куда идти, как развиваться в ювелирном деле. Друзья и связи остались в Ставрополе.
Была осень, мы с мамой набрали в лесу веток и бересты, хотели сделать венок. Я попробовала расписать бересту краской. Нарисовала несколько смешных персонажей с торчащими ушами, открытыми ртами, в платках и кепках. Так понравилось!

Тогда сделала свои первые берестяные серьги прямоугольной и овальной формы. Береста очень удобный материал. Легко режется, можно создать любую форму, в отличие от деревянного спила. Лёгкая при носке и отлично покрывается акриловым лаком.
Спустя какое-то время я познакомилась со Светой Филипченко. Она училась на несколько курсов младше в училище, которое я окончила. Оказалось, что у неё есть станок для выпиливания и выжигания на дереве. Она сказала, что готова вырезать заготовки из дерева по моим эскизам. Счастью не было предела! Прошёл примерно месяц и у меня уже были персонажи, напечатанные на дереве, готовые к росписи и дальнейшей обработке.

Потихоньку начала усложнять и дорабатывать свои идеи. Герои стали не просто одинокими персонажами. Теперь вокруг них выстраиваются сюжет и история. За каждым эскизом стоит своя череда событий, нашедших отражение в рисунке.

Однажды мы с подругой ходили по магазинам и зашли туда, где продавали одежду и предметы искусства из переработанных материалов. Подруга обратила внимание консультанта на мои серьги и мне предложили выставлять свои украшения из булавок и бересты в этом магазине.
Там же я познакомилась с ювелиром Марией (Телеграм «Прощай, Офелия»). Она обучала меня ювелирному делу.

- Чем занимаешься сейчас? Какие планы на будущее?
- Преподаю живопись в студии, хожу в ювелирный цех на занятия. Выставляюсь в шоу-румах.
Планирую в этом году значительно расширить свою аудиторию и количество мест, где представлены мои украшения. Хочу пробовать разные техники, поработать с мозаикой, внедрить серебро в украшения, проводить мастер-классы и выставляться в других городах России.

Рабочее место Лизы Абезовой украшено её авторской работой
Рабочее место Лизы Абезовой украшено её авторской работой

- Не трудно заметить, что твои работы «пахнут Древней Русью». Почему ты обратилась к славянской культуре?
- У меня не было цели рисовать что-то в около русском стиле. Думаю, что началось всё с детства. Мы с мамой частенько ходили в церковь. Мне нравилось смотреть на иконы и росписи в храмах, слушать песнопения и молитвы. А потом история искусств в училище повлияла. Мы изучали культуру язычников, славян и их мифологию.
Наверное все мои отсылки к славянской культуре в работах, и не только к ней, появляются случайно. Я не собиралась делать их своей фишкой. Это как что-то, что было заложено местом рождения, культурным кодом, семьей, традициями и образованием.

- Этапы создания украшений...
- Вначале я рисую эскиз на бумаге. Это одна из самых важных задач. Нужно передать идею и при этом продумать все технические моменты: крепления, длину цепочки, как будет выглядеть в движении и т.д. После этого высылаю эскиз Свете в Ставрополь, она переносит его в электронный вид, вырезает заготовку на станке. Затем отправляет мне в Москву. Тут начинается самое интересное – роспись! Я сажусь расписывать без чёткой цветовой гаммы в голове, есть только внутреннее ощущение. Поэтому каждая новая работа – сюрприз. Ещё больший сюрприз ожидает после нанесения жидкого стекла. Материал не самый предсказуемый, и бывали случаи, когда я «запарывала» колье просто из-за того, что стекло неровно высохло. Оно иногда скапливается, где не надо, и получаются бугры. В такие моменты становится обидно и приходится начинать заново. Ну, ничего... бывает.

- Кто из деятелей искусства вдохновляет тебя на своё творчество?
- Художников очень много, но чаще всего смотрю Врубеля и изучаю художественный язык Билибина. Из ювелиров очень нравятся работы Уильяма Ларина, Семена Старова и Laura Benson. А из музыки это 100% Shortparis, Помни имя своё, Земфира и различные церковные песни.

Колье «Окна»
Колье «Окна»

- Советы начинающим ювелирам и художникам...
- Я часто сомневалась в своих украшениях из-за того, что мало кто их покупал. Накручивала себя, сравнивала с другими людьми, у которых есть заказы. Это вгоняет в ступор и опускает руки. Но недавно я поняла, что дело вовсе не в работах, а в том, что о них знает мало людей! Реклама очень важна для начинающих мастеров.
Не падайте духом, здраво оценивайте свой труд, не бойтесь брать деньги за проделанную вами работу и всегда носите свои украшения!

Лиза, спасибо за твою искренность и вдохновение! Желаю тебе дальнейших успехов. Пусть эта статья познакомит многих людей с твоими уникальными творениями!

Следить за творчеством «Zanoza Abezova» и приобрести украшения вы можете в Телеграме:
https://t.me/zanoza_abezova и во ВКонтакте: https://vk.com/zanoza_abezova

Майя Гаджиева