Повод для написания этого текста — недавнее интервью «Матч-ТВ» нападающего московского «Торпедо» Игоря Лебеденко. Он предельно однозначно высказался о бюджетном финансировании профессиональных команд
— Зло, конечно. Клубы должны быть частными, большинство стран мира, не говоря про Европу, - наглядный пример. Все мы догадываемся, куда в футболе деваются бюджетные деньги,— заявил Игорь Лебеденко.
Лебеденко, конечно, Америку этим высказыванием не открыл. Все и так прекрасно знают, что профессиональные клубы должны сами зарабатывать себе на жизнь. Государство обязано спонсировать массовый спорт, но никак не зарплаты футболистов и хоккеистов, которые получают куда больше, чем среднестатистический житель России.
Но представим на минуту, что власти края внезапно перестанут вкладываться в «СКА-Хабаровск». Выживет ли клуб вообще, не обанкротится ли? Чтобы это понять, обратим внимание на заработки «армейцев». Ежегодно клубы РПЛ и ФНЛ-1 предоставляют финансовую отчетность. Это требование УЕФА, связанное с соблюдением финансового «фейр-плей». Говоря проще, команды не имеют права тратить сильно больше, чем зарабатывают. Вот как выглядит отчетность «СКА-Хабаровска» за 2021 год. За прошлый ее сформируют летом, но вряд ли цифры как-то радикально изменятся.
Здесь нас интересует колонка «Операционные доходы». Тут прекрасно видно, насколько плохи дела у «СКА-Хабаровска» с зарабатыванием денег. Разберем по пунктам.
Доходы в дни матчей составили за весь 2021 год 4 617 000 рублей. В среднем за месяц сумма не дотянет даже до 400 тысяч. Это как зарплата одного человека, пусть и очень хорошо получающего. Подчеркнем, что доходы от matchday включают в себя деньги от аренды коммерческих площадей, продажи билетов, реализации клубной атрибутики.
Даже если включить сюда только продажу билетов по цене 200 рублей, то получится, что за год реализованы лишь 23 тысячи проходок - смешное количество. Это к разговору об интересе к клубу со стороны болельщиков.
В европейском футболе у топ-клубов доходы от matchday составляют примерно 16 процентов от общих сборов. У середняков и аутсайдеров цифра посерьезнее, поскольку от спонсоров получают они меньше. У «СКА-Хабаровска» чуть больше одного процента. Показательно.
Следующий подпункт - коммерческие доходы. Сюда входят все спонсорские поступления: кто-то платит за логотипы на футболках, другие покупают права на название стадиона, третьи организуют рекламные кампании и так далее. В нашем случае заработок составил 6 119 000 рублей. Вопрос о том, много это или мало, не стоит. Это чудовищно мало, но, учитывая зрительский интерес к футболу, все очевидно. Какой бизнесмен в здравом уме станет выбрасывать деньги на ветер?
Есть еще поступления от самой лиги - около двух миллионов рублей. Здесь даже комментировать нечего. ФНЛ-1 - очень небогатая лига. Покупка телеправ за большие деньги, спонсорские соглашения, солидные призовые - это все не про нее. Находиться в лиге финансово невыгодно.
В итоге получается, что своими силами «армейцы» зарабатывали в 2021 году примерно 12,776 миллиона рублей в год - три процента от всех доходов. Этих денег хватило бы разве что на вступительный взнос для участия в турнире. Ни о каких зарплатах игроков или организации сборов, перелетов речь не идет. Остальные деньги клуб получает за счет «прочих операционных доходов» - 420 миллионов рублей в 2021 году. Речь, конечно, о бюджетных вливаниях.
Важно подчеркнуть, что эта информация не повод для критики самого клуба, а лишняя возможность напомнить о плачевном состоянии всего нашего футбола. Если брать команды ФНЛ-1, то плюс-минус почти все они покажут аналогичные цифры.
«СКА-Хабаровск», к слову, в этом сезоне можно и похвалить. Во-первых, за классный футбол, который ставит Роман Шаронов. Если вспомнить, что клуб полностью перестроился в межсезонье, то нынешнее пятое место - крайне неожиданный, но очень приятный результат. Во-вторых, за работу в соцсетях. «Армейцы» ушли от скучной и занудной констатации фактов и стали подавать новости в абсолютно ином ключе. Даже во время зимних сборов было что посмотреть: обзоры матчей, интерактивы с игроками, внутренняя кухня. Эта работа в любом случае должна дать определенный результат в плане привлечения интереса к «армейцам». Любопытно будет сравнить, как изменятся заработки «СКА-Хабаровска» в 2022 году и двигается ли команда в сторону самоокупаемости.
Напомним, что вторая половина чемпионата начнется 7 марта. «СКА-Хабаровск» сыграет с «Балтикой» из Калининграда.
Отметим также, что ранее клуб подписал контракт с 27-летним полузащитником Артёмом Симоняном. Соглашение рассчитано на полтора года.
Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Championat