Ура!
Мы завершаем знакомство с первобытным искусством. Эпоха железа есть заключительный этап развития первобытнообщинного строя - начало 1 тысячелетия до н.э.
Для железного века характерно дальнейшее имущественное расслоение, появляется рабство, а племенная аристократия приобретает все больше силы. Культ вождя и мужчины усиливается.
Что там с искусством?
В искусстве, само собой, тоже все развивается. Нарастает орнаментальность и декоративность, композиции усложняются, порой до перегруженности. Продолжает процветать мелкая пластика из металла, что важно - появляются целые композиции, чего не было раньше.
Керамика тоже не отстает: появляются новые ее формы, на стенках изображаются животные и люди, и все чаще - герои легенд и мифов. Керамические изделия теперь отличаются невероятной точностью формы и очертаний, гармоничностью и правильностью. Встречаются сосуды со скульптурным завершением: на разных частях изделия могли изображаться фигурки мужчин и женщин, животных и птиц. Стенки могли также быть украшены гравировками со сценами пира, праздников с различными увеселениями, а также изображать охоту, жертвоприношения, бои и т.д. Иначе говоря, стремление отобразить происходящее в искусстве никуда не делось, просто теперь художник стремился сделать это как можно более точно.
Что еще характерно для эпохи железа - это появление стилей. Различие стилистических приемов наблюдается не только между разными культурами, но и внутри одной культуры: появляются разные направления, течения, варианты. Можно говорить о возрастании специализации и о том что личность художника становится важна, как никогда прежде.
Декоративно-прикладное искусство процветает: ювелирные украшения, украшения конской упряжи и оружия, выполненные часто из благородных металлов, кости и дерева, становятся более подробными и выразительными, а при изображении человека возникают явные попытки передать индивидуальные черты человеческого лица.
Эпоха железа также развивалась неравномерно. Так, в некоторых регионах, например, в Приднепровье, изображения животных сохраняются, но все-таки отходят на второй план, становясь все более схематичными и сухими, постепенно подчас сливаясь с орнаментом. В то же время, в других регионах первобытного общества изображение животного продолжает развиваться в реалистичной манере, когда художник хочет отобразить облик и движения максимально приближенно к реальности.
Важно отметить, что развитие общества как такового не могло не повлиять на искусство. Так, возникновение государства (например, Неаполь Скифский) обусловило необходимость строительства нового уровня - пышно оформленные общественные здания, монументальные скульптуры и оборонительные сооружения появляются там и тут.
Что по географии?
Железный век оставил свои следы во множестве культур, в частности, на территории Западной и Средней Европы, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье, в Сибири и на Алтае.
Подведем итоги.
А итоги подведем не только по эпохе железа, но по первобытному искусству в целом.
Первое, что нужно понять - искусство развивается всегда вслед за обществом. А общество часто прогрессирует по-разному в зависимости от условий жизни. Мы же знаем, что даже сейчас, в 2023г. есть до сих пор дикие неконтактные племена, живущие будто в первобытную эпоху. Они не знали ни Древнего Египта, ни Ван Гога, ни Бэнкси. И в этом же 2023г. искусственный интеллект вовсю создает произведения искусства! Естественно, что искусство будет разительно отличаться в этих культурах. То же можно сказать и про первобытное общество. Не везде климатические условия были подходящими для прогресса рывками и большими открытиями, так что где-то человек шёл твердо и мощно, а где-то - скромно, мелкими, но уверенными шажками.
Также мы должны понимать, что первобытное искусство есть начало начал. Это был первый шаг на пути образного отражения действительности, постижения окружающего мира, передачи субъективного опыта и, в конце концов, личности. Большая часть выразительных средств и художественных приемов, известных нам сегодня, зародились в первобытную эпоху.
Памятники искусства, оставленные первобытным человеком, дают нам представление о том, как постепенно первый художник перешел от скупого воспроизведения зверя к изображению человека и в последствии - его личности.
Так или иначе, хоть нам кажется, что все это было очень и очень давно, да и как будто на каком-то детском, наивном уровне, сегодня и всегда мы сталкиваемся и будем сталкиваться с отголосками первого творчества первобытных художников.
Как всегда, благодарю вас за ваше время и интерес, пишите вопросы в комментарии)
Ну а на очереди прекрасный и загадочный Древний Восток!