Найти тему

Искусство эпохи железа

Ура!

Мы завершаем знакомство с первобытным искусством. Эпоха железа есть заключительный этап развития первобытнообщинного строя - начало 1 тысячелетия до н.э.

Для железного века характерно дальнейшее имущественное расслоение, появляется рабство, а племенная аристократия приобретает все больше силы. Культ вождя и мужчины усиливается.

Что там с искусством?

В искусстве, само собой, тоже все развивается. Нарастает орнаментальность и декоративность, композиции усложняются, порой до перегруженности. Продолжает процветать мелкая пластика из металла, что важно - появляются целые композиции, чего не было раньше.

Повозка. Бронза. Австрия. 6 век до н.э. Эпоха железа
Повозка. Бронза. Австрия. 6 век до н.э. Эпоха железа

Керамика тоже не отстает: появляются новые ее формы, на стенках изображаются животные и люди, и все чаще - герои легенд и мифов. Керамические изделия теперь отличаются невероятной точностью формы и очертаний, гармоничностью и правильностью. Встречаются сосуды со скульптурным завершением: на разных частях изделия могли изображаться фигурки мужчин и женщин, животных и птиц. Стенки могли также быть украшены гравировками со сценами пира, праздников с различными увеселениями, а также изображать охоту, жертвоприношения, бои и т.д. Иначе говоря, стремление отобразить происходящее в искусстве никуда не делось, просто теперь художник стремился сделать это как можно более точно.

Ситула. Бронза. Западная Европа, эпоха железа
Ситула. Бронза. Западная Европа, эпоха железа

Что еще характерно для эпохи железа - это появление стилей. Различие стилистических приемов наблюдается не только между разными культурами, но и внутри одной культуры: появляются разные направления, течения, варианты. Можно говорить о возрастании специализации и о том что личность художника становится важна, как никогда прежде.

Декоративно-прикладное искусство процветает: ювелирные украшения, украшения конской упряжи и оружия, выполненные часто из благородных металлов, кости и дерева, становятся более подробными и выразительными, а при изображении человека возникают явные попытки передать индивидуальные черты человеческого лица.

Антропоморфные головы, украшение уздечек. Дерево. Пазырыкские курганы. 5 век до н.э. Эпоха железа
Антропоморфные головы, украшение уздечек. Дерево. Пазырыкские курганы. 5 век до н.э. Эпоха железа

Эпоха железа также развивалась неравномерно. Так, в некоторых регионах, например, в Приднепровье, изображения животных сохраняются, но все-таки отходят на второй план, становясь все более схематичными и сухими, постепенно подчас сливаясь с орнаментом. В то же время, в других регионах первобытного общества изображение животного продолжает развиваться в реалистичной манере, когда художник хочет отобразить облик и движения максимально приближенно к реальности.

Олень, украшение щита. Золото. Костромской курган, Прикубанье. 6 век до н.э. Эпоха железа
Олень, украшение щита. Золото. Костромской курган, Прикубанье. 6 век до н.э. Эпоха железа

Важно отметить, что развитие общества как такового не могло не повлиять на искусство. Так, возникновение государства (например, Неаполь Скифский) обусловило необходимость строительства нового уровня - пышно оформленные общественные здания, монументальные скульптуры и оборонительные сооружения появляются там и тут.

Что по географии?

Железный век оставил свои следы во множестве культур, в частности, на территории Западной и Средней Европы, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье, в Сибири и на Алтае.

Подведем итоги.

А итоги подведем не только по эпохе железа, но по первобытному искусству в целом.

Первое, что нужно понять - искусство развивается всегда вслед за обществом. А общество часто прогрессирует по-разному в зависимости от условий жизни. Мы же знаем, что даже сейчас, в 2023г. есть до сих пор дикие неконтактные племена, живущие будто в первобытную эпоху. Они не знали ни Древнего Египта, ни Ван Гога, ни Бэнкси. И в этом же 2023г. искусственный интеллект вовсю создает произведения искусства! Естественно, что искусство будет разительно отличаться в этих культурах. То же можно сказать и про первобытное общество. Не везде климатические условия были подходящими для прогресса рывками и большими открытиями, так что где-то человек шёл твердо и мощно, а где-то - скромно, мелкими, но уверенными шажками.

Также мы должны понимать, что первобытное искусство есть начало начал. Это был первый шаг на пути образного отражения действительности, постижения окружающего мира, передачи субъективного опыта и, в конце концов, личности. Большая часть выразительных средств и художественных приемов, известных нам сегодня, зародились в первобытную эпоху.

Памятники искусства, оставленные первобытным человеком, дают нам представление о том, как постепенно первый художник перешел от скупого воспроизведения зверя к изображению человека и в последствии - его личности.

Так или иначе, хоть нам кажется, что все это было очень и очень давно, да и как будто на каком-то детском, наивном уровне, сегодня и всегда мы сталкиваемся и будем сталкиваться с отголосками первого творчества первобытных художников.

Как всегда, благодарю вас за ваше время и интерес, пишите вопросы в комментарии)

Ну а на очереди прекрасный и загадочный Древний Восток!