13 марта (28 февраля по ст. ст) исполняется 110 лет С.В. Михалкову, имя которого хорошо известно в нашей стране взрослым и детям.
Михалковы — древний русский род, известный с 17 века. Боковые ответвления древа Михалковых связаны родовыми узами с Толстым и Гоголем. Отец Сергея Владимировича, юрист по образованию, деловой и энергичный человек, был одним из основоположников промышленного птицеводства нашей страны. Мать, урожденная Глебова, была сестрой милосердия, некоторое время учительствовала, а затем целиком посвятила себя мужу и трем сыновьям.
Свои первые шаги будущий писатель сделал в доме на Волхонке, владельцем которого был его полный тезка Сергей Владимирович Михалков, брат деда. Хорошо запомнилось ему родовое имение Назарьево под Москвой и имение Ольгино в Амвросиевке. В обычную школу он пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву. Затем в связи с работой отца был переезд в Пятигорск.
По окончании пятигорской школы в 1930 году Сергей Владимирович решил начать самостоятельную жизнь. Стихи и басни он начал писать рано, с годами желание стать писателем только укрепилось. На пути к своей мечте он поработал разнорабочим на ткацкой фабрике, помощником топографа в геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане, в изыскательской партии на Волге. В 1932 году внезапно ушел из жизни отец, на плечи Сергея Владимировича легли заботы о матери и младших братьях, но он твердо шел своим путем.
С 1933 года он стал регулярно печататься в столичной периодике. Затем началась работа в отделе писем редакции «Известий», где завязалась многолетняя дружба со Львом Кассилем. Начинающий поэт вошел в литературное объединение при журнале «Огонек», поступил в Литературный институт имени Горького. Вслед за первым сборником стихов, выпущенным в библиотечке «Огонька», стали выходить книжки, в которых все большее место занимали стихи для детей. Сам Сергей Владимирович критически относился к своим стихам для взрослых. Он рано нашел себя как детский писатель и сатирик, его творческие начинания в области детской литературы были замечены и отмечены. В 1939 году Михалков награжден орденом Ленина, в мае 1941 года присуждают Сталинскую премию за стихи для детей, через год – вторую за фильм «Фронтовые подруги».
На литературном пути Михалкова было много памятных встреч и знакомств, он дружил с незаурядными людьми и не стеснялся признавать, что многим из них считает себя обязанным на всю жизнь. А. Фадеев, С. Маршак, К. Чуковский — о них Михалков всегда отзывался с особой теплотой.
В 1936 году двадцатитрехлетний С.В. Михалков женился на дочери художника П.П. Кончаловского Наталье Петровне, которая была старше его на десять лет и имела от первого брака пятилетнюю дочь. Этот брак был полной неожиданностью, как для родителей Натальи Петровны, так и для друзей, среди которых был не один поклонник этой красивой и умной женщины. Михалков удочерил маленькую Катю (впоследствии она вышла замуж за писателя Юлиана Семенова), а в 1939 году в семье родился сын Андрей, будущий режиссер, второй сын Никита, тоже будущий режиссёр, родился в год Победы.
Творческая атмосфера дома Кончаловских, где часто бывали С. Прокофьев, А. Толстой, Вс. Иванов, И. Эренбург, С. Коненков, И. Москвин, Б. Ливанов во многом способствовали творческому развитию молодой семьи. Наталья Петровна становится писательницей, пишет популярную поэму в стихах «Наша древняя столица», повесть «Дар бесценный», посвященную жизни и творчеству ее деда, великого русского художника В.И. Сурикова, создает тексты к классическим операм «Дон Жуан», «Манон» и другим.
Война на пять лет разлучила Сергея Владимировича с семьёй. Еще в 1939 году он был призван в армию и участвовал в походе наших войск в Западную Украину как военный писатель-корреспондент. В Одессе был контужен во время налета вражеской авиации. Вместе с редакцией газеты отступал до Сталинграда. В 1943 году скончалась мать Сергея Владимировича. Брат Михаил в годы войны был разведчиком, о своей интереснейшей судьбе он написал книгу «В лабиринтах смертельного риска».
Летом 1943 года в разгар военных событий советское правительство приняло решение о создании нового государственного гимна СССР взамен «Интернационала», который должен был остаться партийным гимном. Сергей Владимирович вспоминал, что как-то утром к нему пришел его давний друг Габриэль Аркадьевич Уреклян, один из лучших журналистов, выступавший в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан, и сказал: «Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами гимна! Я даже записал несколько слов, которые мне приснились!» Сон оказался в руку! Они стали победителями конкурса. В ночь на новый, 1944 год, когда наша армия ломала хребет фашизму, по радио прозвучал новый гимн СССР.
Впоследствии своим недоброжелателям, награждавшим новый гимн нелестными эпитетами, Михалков отвечал, что возможно, они и правы, но стоять при его исполнении им придется. Прошедший невредимым всю войну с первого дня до последнего, соавтор Михалкова умер совсем молодым – в 45 лет.
С.В. Михалков писал чудесные стихи для детей, он автор многочисленных пьес для детей и взрослых, остроумных басен, создатель Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль», который пользовался огромной популярностью. За время своей многолетней депутатской деятельности в Верховных Советах РСФСР и СССР он помогал множеству людей, обращавшихся к нему за помощью. Помогал и по велению сердца, по-дружески, по-человечески, при этом шутил: «У бумаги должны быть ноги».
Об участии в своей судьбе С.В. Михалкова можно прочитать в воспоминаниях многих деятелей нашей культуры. Упомяну лишь о его помощи в передаче Православной Церкви Свято-Данилова монастыря в центре Москвы и организации на должном уровне великого праздника тысячелетия Крещения Руси по всей стране.
В 1988 году 11 ноября в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря было отпевание супруги С.В. Михалкова Н.П. Кончаловской.
Всю жизнь Михалкову приходилось отвечать на вопрос: как ему, известному человеку, удалось уцелеть во времена сталинских репрессий. «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», — отвечал Михалков. А своим недоброжелателям, которые обвиняли его в том, что он хорошо жил при всех режимах, Михалков говорил: «Волга течет при любом режиме».