Где мы есть, и что мы там делаем 😜
Давно собиралась об этом написать. Сегодня к действию подстегнули накопившееся недовольство от одного маркетплейса и небольшая радость от другого.
Важная ремарка
Я пишу чисто про нашу мастерскую, про личный опыт.
Напомню или сообщу для тех, кто начал знакомство с нами с этой статьи - у нас семейная столярка, нас - два человека, полноценное столярное производство плюс домашняя вспомогательная мастерская.
Это важно в ключе первоначального выбора маркетплейса, особенностей работы в админках и нюансов во взаимодействии. Ведь наши товары не подлежат маркировке, нет сложных требований к их упаковке и транспортировке.
Как мы вообще попали на маркетплейс?
4 марта 2021 года я радостно сообщила постом в нашей группе Вк о том, что "мы освоили Озон". Именно он стал первым маркетплейсом, на котором мы зарегистрировались и куда выложили несколько своих товаров.
Почему маркетплейс? Потому что с самого начала деятельности мы не были готовы работать на заказ. То есть чтобы найти заказчиков, нужно включить сарафанное радио, обрасти связями, знакомствами, наработать материал, запустить соцсети и рекламу... Много чего нужно сделать, когда с нуля. А на маркетплейсах налаженная схема работы, логистика, внутренняя и внешняя реклама. То есть всё это входит в комиссию по каждой продаже, но ты особо не заморачиваешься. Можешь мастерить товары и "щупать" аудиторию через маркет.
Ещё очень весомая причина - отсутствие необходимости покупать и регистрировать кассу и фискальный накопитель. Все эти обязательства перед покупателями берёт на себя сама площадка.
Почему Озон? Как я люблю отвечать своим детям на тысячное "почему?" за день - "так исторически сложилось". 😂 Я, как покупатель, гораздо больше привыкла к Озону, нежели к другим маркетам. Вайлдберриз мне нравился только тем, что можно заказать вещи без оплаты, а в ПВ оплатить только то, что подошло. Лавочку прикрыли, и ВБ стал для меня не актуален.
С Озоном мы работаем и сейчас. По удобству админки - он мой фаворит. Но Озон существует давно, за последние 2 года он набрал такую скорость развития, с которой не справляется.
Сейчас Озон берет плату за то, с чем я бесплатно работала 1.5 года. Поэтому функционал бесплатных плюшек резко и сильно сократился. Расскажу отдельным постом о своей "боли" в ближайшем будущем.
Почему нас не привлекает ВБ
Но то, что мне не "зашёл" ВБ как покупателю, совершенно не остановило, и я зарегистрировалась там в роли продавца. И вот, что бросилось в глаза изначально: если во время регистрации - ввода всех данных, принятия договора-оферты и т.п. - еще всё выглядело сносно, то когда ты начинаешь искать возможность выкладки товаров, то попадаешь в начало 2000-х по удобству использования сетевых ресурсов.
Мне 36 лет. Я застала еще ms Dos, Norton и Volkov Commander. А эти прекрасные звуки подключения к инету.... М-м-м... Я в курсе, как может быть неудобно 😜
И если на Озон можно заполнить небольшую "анкету", чтобы создать новый товар, то на ВБ придется загружать, заполнять и заливать шаблоны.
Это совершенно неудобно для продавцов-изготовителей, у которых нет массового производства. И каждый новый товар - он действительно новый, и ты для него создаешь абсолютно новую карточку.
В общем, мы туда так ничего и не выложили. Спустя полгода проверили ещё раз. И результат был тот же. Ничего не изменилось в процессах.
Масла в огонь еще подливает то, что я лично вижу сплошной негатив вокруг ВБ. И эти платные возвраты (знаю ситуации, когда плохо и покупателю, и продавцу), и недобросовестные продавцы, тырящие чужие фото, и работа продавцов с отзывами - там вообще треш! А мошенников, которые обманывают продавцов, - уйма. И вишенка на торте - не желание ВБ с этим разбираться.
Это закономерно: чем больше разрастается организм, тем сложнее за ним следить. Как итог: или сокращение объёмов (тут можно хотя бы более тщательную проверку продавцов устроить), или внедрение новых технологий, или пересмотреть подход к найму персонала. Но это моё мнение.
А в Китае почти 1,5 миллиарда человек
К сегодняшнему дню мы успели пощупать ещё Алиэкспресс. Он преобразился с момента вхождения на наш рынок на нашем языке (ну, почти на нашем 😁) в 2010 году.
Ситуация в России прям настоятельно подталкивает освоить этот маркетплейс - ведь это новый рынок сбыта под очень большую, доступную для нас, аудиторию. А это уже плюс.
Хочу сказать, что на Алике всё проще, чем я психологически готовилась к взаимодействию. Язык наш, фразы не кривые, где-что располагается - понятно. Последовательность действий привычная и чёткая: регистрация, подтверждение - и создавай карточки своих товаров. Есть небольшой нюанс: техподдержка безумно доброжелательная, но совершенно бесполезная 😂. Лучи добра и пожелания счастья всей Вашей семье до 7-ого колена полетят, а вот оперативная помощь в решении возникшего вопроса - вряд ли. Нужно будет подождать, а потом еще подождать, а потом перефразировать и, возможно, перевести свой вопрос хотя бы на английский.
А ещё я не нашла возможности указать своё уникальное название без документов о регистрации товарного знака.
Сильно распространиться на эту тему не могу. Так как мы зарегались и выложили туда всего 1 позицию, чтобы понять, есть ли у нас совместное будущее или нет. Однозначно есть. Но только когда появится свободная пара рук, а то наши 2 не особо справляются с количеством дел.
“THERE CAN BE ONLY ONE!”, - сказал Озон.
"Фигня это всё!" - ответили мы. И зашли на ЯндексМаркет.
Регистрация и подписание договора-оферты - всё те же. Кроме ужаса "Звонок". В ЯМ обязательно после регистрации пообщаться по телефону с сотрудником, чтобы пройти проверку и активировать свой магазин.
Сама проверка - и не проверка вовсе: ты - живой человек, у тебя есть телефон, и ты в курсе, сколько рублей стоит выложенный тобой товар. Но вот с какой фичей я столкнулась: о звонке не сообщают заранее. А я из тех людей, которые по телефону разговаривают при острой необходимости. У меня стоит анти-спам ото всех возможных сервисов (в т.ч. и от Яндекса 😁): некоторые звонки с неизвестных номеров подсвечиваются красным с какой-нибудь надписью а-ля "возможно, мошенники", а некоторые звонки просто глушатся и потом без уведомлений висят в пропущенных. Поэтому первый звонок я благополучно пропустила. Второго звонка не было вообще: я везде проверила и перепроверила. Но в админке ЯМ мне сообщили, что три раза до меня не дозвонились, поэтому магазин отключили. Попереписывалась немного, созвонилась с проверяющим и ура.
Добавление товаров - опять иное. Конечно, сразу было очень не привычно. Потому что все те же самые строки просто назывались иначе.
Можно сказать, что чтение "расширяет словарный запас", а можно что "детерминирует вербальную аддитивность". Суть одна, подача разная.
Ну, то есть в любом случае в начале работы ты должен потупить в монитор и понять, что это за "SKU", почему он не артикул, и где же штрихкоды.
День-два, десяток заведённых позиций - и вот ты уже плаваешь гораздо увереннее и тут.
Осталось только разобраться с продвижением и тем, где лежат привычные инструменты. Потому что и само главное меню, и интерфейс, и заголовки-подзаголовки-строки называются иначе. Они всё те же, но с другими названиями.
Как далеко нам удалось зайти
...учитывая, что ситуация в мире ни 2021-ого, ни 2022-ого особо не способствовала развитию мини-предприятий.
На начало весны 2023 года мы плотно закрепились на Озон и ЯндексМаркете. И там, и там у нас по 2 магазина: один на ИП, второй на самозанятого. Кстати, товары двух магазинов высвечиваются на ЯМ под нашим брендом. Есть такая возможность - как бы объединить два магазина с разными счетами под одним именем. А вот на Озоне так нельзя. Там один магазин с нашим брендом, а второй - с другим именем.
Веду я их сама. Поэтому могу и рассказать, и сравнить, и подсказать, если какие-то конкретные вещи Вам не дают покоя.
Но, однозначно, в отдельных материалах. Длинные статьи трудновато читать. Да и эта статья писалась про нас.
Но если Вы зарегались и "потерялись" или только задумываетесь о выходе на маркетплейс, особенно если планируется Озон и ЯМ, то вот пункты, которые я могу четко расписать:
- Для работы на маркетплейсах нужен статус ИП или самозанятого.
- Электронная подпись, термопринтер, касса.
- Как добавить товар, что заполнять и на что это влияет.
- Возможные схемы работы с маркетами: отгружаешь сам своими ручками, отгружаешь сам через сторонних перевозчиков, отгружаешь на склад маркета. (Тут вообще-то больше вариантов)
- Логистика: как настроить отгрузки, как собирать и отгружать товары (упаковку сюда же).
- Внутренняя и внешняя реклама, акции, витрина, другие инструменты продвижения.
Накидала примерный список. Это основное. Когда буду писать по каждому маркету отдельную статью, включу информацию о том, как они развиваются, как работают с продавцами. Например, Озоновская техподдержка будет Вам копипастами из книжечки и договора отвечать, пока Вы не попросите вникнуть в суть вопроса и человеческого языка. А в техподдержке ЯндексМаркета изначально сидят живые люди 😂
Или вот ещё, например: Вы будете отгружать свои товары в выбранный в настройках пункт выдачи Озон всегда, до момента его ликвидации. А вот если вдруг п каким-то причинам не было заказов в течение 2-х недель на ЯМ, то Вас насильно переведут в другой, о чем сообщат в админке.
О! Есть ещё крутой момент с ЯМ: у них много сайтиков, похожих на дорвеи. Такие входные страницы. Но если Вы не знаете, что это, не задумывайтесь 😜 Но я порадовалась, когда увидела.
Короче, специфика везде одинаковая, но нюансов много.
ВНИМАНИЕ
Если возникли вопросы ПО НАМ, отвечу в комментах.
Если есть пожелания, о чём написать в первую очередь, побыстрее, также велкам в комментарии.