Найти в Дзене

Я ВЛЮБИЛАСЬ В ФАРФОР С ПЕРВОГО ПРИКОСНОВЕНИЯ

Татьяна Чапургина работает на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) без малого 20 лет. За это время ее многогранный талант и уникальное мастерство раскрылись во всей красе. В 2022 году Татьяна Чапургина была удостоена званием «Заслуженный художник РФ». А уже 2023 год начался для мастера с персональной выставки в Галерее современного фарфора при ИФЗ. Редакция заводского журнала «Академия Фарфора» поговорила с Татьяной Михайловной о ее жизни в профессии и творческих планах.

Академия фарфора: Расскажите, где Вы учились, как и когда пришли на Императорский фарфоровый завод?

Татьяна Чапургина: В 1998 году мы вместе с Нелли Львовной Петровой делали выставку в Италии и там подружились. В это время я расписывала ткани, и делала это с огромным удовольствием. У меня была простая мечта: иметь маленькую мастерскую и чтобы утром кто-нибудь мне помогал натягивать шелковое полотно, а я бы утром входила, а вечером выходила. Различные опыты и эксперименты с фактурами ткани были моими любимым направлением. А цвет был основой всего.

Во время выставки в Италии Нелли Львовна подробно познакомилась с моим творчеством, и я рискнула попросить ее разрешения расписать маленький кусочек фарфора. Так я влюбилась в фарфор с первого прикосновения. Сопротивления материала я не почувствовала, я осталась такой, какой уже была в то время. Я продолжила дальше расписывать вещи, и в первый год своей работы сделала комплект ваз и блюда «Ирисы», которые уже более 20 лет выпускаются на ИФЗ.

Я начала искать приемы, как лично мне работать с фарфором. В первый же год я стала рисовать тонкую графику на белом фарфоре. А после сделала ряд маленьких тонких пластов с дырочками и простегала их шелковой ниткой. Это были предметы «Запах целебной травы», которые потом почти через 20 лет участвовали в выставке в Царицыно.

Мои первые опыты в фарфоре были работы в технике Пат-сер-пат. Получились сложные конструкции. Это были предметы, которые делаю я. Мне не пришлось становиться фарфоровым художником, у меня изначально был взгляд на фарфор. Я многому учусь у коллег, но моя индивидуальность всегда была на первом месте.

Уникальные фарфоровые платья - это не только арт-объекты, но и вполне утилитарные изделия
Уникальные фарфоровые платья - это не только арт-объекты, но и вполне утилитарные изделия

Аф: В какой технике Вы предпочитаете работать? Почему? Как трансформировался Ваш стиль работы?

Татьяна Чапургина: Я предпочитаю работать в технике подглазурной живописи. Эта техника для меня – неведомый мир, который хочется бесконечно исследовать, пробовать. Подглазурка – это просто волшебство! Я работала на заводе с 1998 года по 2000. Потом до 2011 года работала как художник по договору, поскольку большую часть времени жила в Германии. Когда в моих руках стало очень мало фарфора я придумала проект «Фарфоровое платье». Он пришел ко мне, как новая любовь. В 2004 году случилась моя первая персональный выставка в галерее «Бродячая собака», где я представила девять фарфоровых платьев.

Когда я жила в Берлине, и у меня было бесконечно много времени, я могла довести каждый элемент моих платьев до совершенства: вымывать их по краю, прочищать дырочки, расписывать вручную. Там и зародился мой новый проект фарфоровых платьев. Для меня такое развитие было очень логичным: я пришла из ткани в фарфор, и вот у меня появилась возможность соединить оба материала. Получилась фарфоровая ткань. Эту фарфоровую ткань я расписываю подглазурно, а иногда оставляю белой. Фарфор не исчезнет, поэтому я могу сделать такую модель платья, которая условно станет символом этого платья.

В 2011 году я вернулась на завод и два года проработала в должности главного художника. За это время мы открыли ряд магазинов, сделали флагманский магазин ИФЗ в Москве. Для этого магазина вместе с коллективом подглазурщиков мы сделали входную зону, а еще одно помещение Галереи я оформила с мозаикой сама.

Аф: Получается, что Ваш творческий путь начался с ткани и сейчас активно развивается в фарфоре. Что же дальше?

Татьяна Чапургина: Я начала с чашек, потом были фарфоровые вазы, потом я ушла в фарфоровые платья. Но я всегда хочу открывать новые возможности материала. Так я пришла к искусству мозаики. Как художник-декоратор я могу войти мозаичными поверхностями в любые интерьеры и дополнить их.

Аф: Можете ли Вы выделить какое-то одно ваше произведение как самое любимое и почему? Расскажите его историю.

Татьяна Чапургина: Моей самой любимой работой, одним из самых сложных и масштабных проектов, является композиция «Таина: путешествие в прошлое». Каждый год ИФЗ проводит выставку в Эрмитаже. И к юбилею все художники завода готовили работы, вдохновленные эрмитажными шедеврами. Я помню, как маленькой девочкой оказалась в Эрмитаже, в египетском зале, где увидела скульптуру Клеопатры. Из этого воспоминания родилась коллекция фарфоровых костюмов, состоящая из четырех женских нарядов и одного мужского. Я работала над ними долго, около года. Одно из этих платьев было после выставки подарено Эрмитажу и сейчас выставлено в фондохранилище музея.

Также мне запомнился проект, в рамках которого все художники завода на большом пласте изобразили свои автопортреты. Все образы получились разными, яркими и самобытными – именно такими, какие есть художники Императорского завода.

Аф: Что можете пожелать начинающим художникам и ИФЗ в целом?

Татьяна Чапургина: Молодой художник, приходя на завод, должен понять, как работает вся структура. И он при этом должен оставаться художником. Художник – это не работа с 9 до 18. Это бесконечный анализ своей работы и бесконечный поиск. Чтобы найти себя, главное, не сбиваться с курса и преодолевать сложности, погружаясь в систему и находя себя. Это требует особого терпения.

В моем случае все сложилось идеально. Я пришла на завод в 36 лет. Судьба предложила мне несколько дорог: живопись, ткань, фарфор. Я выбрала фарфор - и очень удачно!

Презентация коллекции "Хлеб" в Галерее "Императорский фарфор" на Кутузовском пр., д. 17
Презентация коллекции "Хлеб" в Галерее "Императорский фарфор" на Кутузовском пр., д. 17

Аф: Как художники завода объединяют в своей работе авторский творческий порыв и работы в общем ключе производства?

Татьяна Чапургина: Бывает непросто, но художник должен уметь нащупать связующую нить свою с заводом и стараться в нее вписаться. Например, моя последняя тема Хлеб – это пример удачного объединения общей линии завода и моих личных творческих поисков. Я долго искала тему без политики и без национальности. Хлеб – это позитивное, созидательное, объединяющее весь мир начало. Эту тему можно развивать.

Аф: Безусловно, художник – это персона глубоко творческая. Но и про своего клиента забывать не стоит. Как научиться художнику чувствовать своего клиента, чтобы оставаться современным и востребованным?

Татьяна Чапургина: Думаю, что художник должен чувствовать не клиента, а время. Самый избалованный клиент все равно пытается быть в тренде и подвластен вкусу времени. А чтобы уловить этот вкус, художник должен масштабнее смотреть на свою деятельность, посещать выставки, расширять кругозор. Вдохновение поджидает нас на каждом шагу.

Аф: Быть художником Императорского фарфорового завода – это… Закончите фразу.

Татьяна Чапургина: Художник ИФЗ – этот тот, кто претендует на то, чтобы встать в ряд великих мастеров, которые в разные годы работали на заводе. А работали тут лучшие мастера всей истории искусства. Художник ИФЗ - это уникальный человек, который делает фарфор и его возможности шире, и продолжает традиции, наработанные в течение трех веков.

Недаром сказал Суетин: «Художники как птицы: каждый поет свою песню». И нужно эту песню услышать и спеть ярко. Если спустя время мастер остается в общей истории предприятия хотя бы тоненькой точкой, то он художник Императорского фарфорового завода. Измерить это нельзя – это измеряет только время.