Итак, мы наконец приступили к дебютнику "флойдов", который они записывали на "Эбби Роуд", а издали на EMI. Вернее, это EMI его издала, так как особого выбора у парней не было. В то время записи альбомов проходили очень быстро - буквально за несколько дней. Но сжатого срока ребятам хватило, чтобы создать уникальное полотно, не похожее ни на что.
В предыдущей серии:
Самые первые записи Pink Floyd
И - импровизация
Важно понимать, что студийные записи "флойдов" той поры радикальнейшим образом отличались от того, что они играли на концертах в 1966-м. Вживую они выдавали много импровизационных моментов, которые иначе как психоделическим бузом и хаосом не назовешь. Это просто грохот и лязг, который адекватно можно воспринимать разве что в измененном состоянии сознания. Но важно также понимать, что зритель на те концерты приходил подготовленным, поэтому с восприятием этого буза проблем вообще не возникало. Народ от души колбасился.
У кого не работает Яндекс, слушаем на Ютубе:
Если посмотреть их первые любительские концертные записи 66-го, то тем радикальнее ощущается пропасть между этим импровизационным хаосом и студийной продуманностью и четкостью, а иногда даже математической выверенностью дебютника (да и вообще первых синглов). По словам Ника Мейсона, Interstellar Overdrive в альбоме сокращена раза в три :))) И на самом деле на студии там всю структуру продумали от и до, так что никакая это не студийная импровизация, как многие думают (и я сам был уверен долгое время), а четкая и продуманная заготовка. Но атмосферу группы передает на 100%.
У кого не работает Ютуб - слушаем с Яндекса:
Чтобы лучше понимать эксперименты ПФ, нужно хотя бы поверхностно знать культурную среду той поры. Важной ее частью были разнообразные хэппенинги. Следует помнить, что середина 60-х - это расцвет пост-модернизма. И теннис без мяча становился главным символом целого поколения европейской молодежи.
Э - Эксцентричность
В рок-музыку входит авангард, начавший поиски уникального материала для звуковых пастишей и построения звуковых коллажей. Отметим, что эксцентриков в британском роке пруд пруди. К примеру, прям сейчас слушаю совершенно безумную группу The Idle Race с альбомом 69-го года.
Но дело в том, что все они были ПОСЛЕ дебютника ПФ. А на дебютнике они выдали музон, который был мало на что похож тогда. За океаном Заппа начинал делать похожие дела, но на свой манер. Уже был Pet Sounds, выступали и выпустили свой дебютник The Velvet Underground, а в Британии двумя месяцами раньше вышел "Сержант Пеппер". И на концертной сцене появлялось множество фриков, готовых экспериментировать до упора.
Pow R. Toc. H - отличный пример авангардной композиции. Это направление ПФ будут развивать в следующих альбомах. Не менее эксцентрична весьма тяжелая по тем временам Take Up thy Stethoscope and Walk.
Ф - фантасмагория
Сид придумал свой мир, состоящий из бытовых сценок и абсурда. Думаю, Сид сам не делал между ними различий, учитывая образ его жизни :))) Lucifer Sam, The Gnome, Bike - причудливые фантасмагорические песни-зарисовки. The Scarecrow вообще звучит как сказка. А вершина фантасмагории альбома - это, конечно, Matilda Mother.
Таких песен точно больше ни у кого не было в то время. Последний номер, кстати, претендовал на гимн группы - его орали всем залом в финале концертов.
Н - необычность
Группа создала альбомное полотно в стилистике и с атмосферой, которой ни у кого не было. Они сразу заявили о себе как о коллективе с яркой индивидуальностью, собственным лицом, которое ни с каким другим не спутаешь.
Это касается и звука. Гаражная грязная гитара Сида. "Фарфиса" Рика, которая по звучанию напоминала нечто среднее между каким-то средневековым и восточным инструментом. Взбалмошный бас Роджера, которым он то делает все эти "бока-бока-бока-бока" вверх по грифу, то вырубает монументальные риффы из 3-4 нот. И джазово-психоделические барабаны Ника. Всё это вкупе звучало круто и необычно.
И тексты... Особенно необычны абстрактные и так близкие закинувшимся марками хиппанам Astronomy Domine и Chapter 24.
У - Успех
Примечательно, что выход альбома никак не сказался на финансовом состоянии и популярности группы. Все крупные продажи состоялись уже задним числом - гораздо позже. А так-то ПФ продолжали колесить по пригородам Лондона в убогом фургоне и получать копейки. Они оставались сугубо любительской группой, несмотря на синглы и альбом. То есть Пайпер не стал провалом. Но и успеха особого не принес. В жизни парней ничего по сути не изменилось.
Кстати, друзья, если кому-то удобнее пользоваться ВКонтакте, подписывайтесь на наше сообщество там.
На посошок
Удивительные ощущения - записывать музыку, сочиненную более 25 лет назад, в 1996 году. Следующая композиция тогдашнего нашего альбома называлась "Поиски жизни". Она посвящена юноше, который вышел из отчего дома и пытается найти себя. Мы не будем пытать вас версией с вокалом, хотя там был интересный аллегорический текст. Послушайте лучше инструментал. В нем несколько частей, есть и хард-рок, есть и психоделия.