К счастью, все мои дети уже закончили школу. Больше не нужно напряжённо следить за динамикой в электронном дневнике. Но я могу наблюдать переживания по этому поводу у своих знакомых. Особенно тяжело приходится тем, чьи дети учатся в выпускных классах. В этот период обостряется погоня за пятёрками.
Тех, кто закончил школу с отличными оценками, по привычке называют медалистами. Хотя сейчас их главный документ: аттестат особого образца.
Здравствуйте!
Тенденция последних лет – школы увеличили урожай медалистов. Обладателей красных аттестатов стало очень и очень много. И понятно, что не все из них одинаково полезны.
Не хочу говорить ничего плохого в адрес тех, кто честно заработал свои пятёрки. Даже при наличии выдающихся способностей учиться на отлично – большой труд. Кто-то с первого класса не даёт себе расслабиться, кто-то берётся за ум в старшей школе, кто-то внезапно обнаруживает, что грызть пресловутый гранит легко и приятно.
Я про других отличников – мамо-папиных. Только не говорите, что вы их не знаете. Такие есть в каждой школе. И всегда были.
Много лет школьник учится как получится. И получается неплохо. Но – не отличник. Выдающийся, да и только. И в старших классах родители развивают бурную деятельность. Контролируют процесс разными способами. В основном, договорными.
Поймите меня правильно: я не осуждаю. Это всё понятно родительскому сердцу. Как не порадеть родному человечку.
Но иногда это стоит значительных усилий и даже – что греха таить – существенных затрат.
И совершенно не ясно, ради чего такие подвиги.
Когда-то, во времена не столь отдалённые, медаль давала весомое преимущество при поступлении в вуз. Можно было сдать один экзамен вместо трёх. Правда, сдать его надо было на пятёрку.
Но и это преимущество было спорным. Например, в университете, где я училась, к медалистам относились очень настороженно. Их сочинения и контрольные (а первый экзамен был письменным) рассматривались чуть ли не под микроскопом. Учёные люди знали по опыту, какими бывают отличники. Все, кто поступал со мной, отбивали свои пятёрки через апелляцию. И не у всех получилось.
Но сейчас-то и этого преимущества нет. При поступлении рулят баллы ЕГЭ. За красный аттестат дают дополнительные баллы, но каждый вуз сам решает – сколько. Могут и пожадничать.
Получается, единственная польза от выстраданной медали – возможность похвастать перед родственниками и знакомыми.
Но Родственники и Знакомые Кролика отличника, как правило, прекрасно знают, какой ценой далась медаль. Так что их краснокожей аттестатиной не обманешь.
А теперь, как говорится, пруфы в студию.
Моя дочь закончила школу в прошлом году. Учебное заведение у нас было серьёзное, отличников много. Причём довольно много настоящих. Но были, конечно, и те, кто оказался среди лучших внезапно. Прямо на выпускном.
Все поступили в вузы. Но практически никому эта медаль не пригодилась.
Значительная часть отличников прекрасно сдала экзамены и без проблем поступили, куда собирались. Более того – несколько человек вообще были зачислены без вступительных испытаний, потому что за школьные годы успели собрать неплохую коллекцию дипломов разных олимпиад.
В вузах нашего города за отличный аттестат начисляли десять баллов. Это максимум – больше добавлять нельзя. Но те же десять баллов можно было насобирать за участие в олимпиадах, значок ГТО и прочие жизненные достижения. То есть на этом этапе активные выпускники уравнялись с отличниками.
А некоторые медалисты получают сейчас образование на коммерческой основе. И их довольно много.
Отсюда вопрос: и зачем было городить огород, рвать душу за медаль и танцевать сложные танцы ради того, чтоб покрасить аттестат в красный цвет?
Я не знаю.