Найти тему

Арабо-исламская философия: ее особенности и представители.

Под арабо-исламской философией принято понимать развитие и становление религиозно-философской мысли в арабском мире с VIII по XIV века.

Причина возникновения исламской философии напрямую связана со становлением арабо-мусульманской цивилизации и зарождением новой монотеистической религии – ислама. Которая, в лице своего пророка Мухаммада, предложила новую концепцию мироустройства, легшую в основу нехристианской философии, сильно повлиявшей на Европу и весь средневековый мир.

Начиная с пророка Мухаммада (570-632 гг.), ислам, распространяться по Аравийскому полуострову, затем, при праведных халифах (Абу Бакре, Омаре, Османе и Али; 622-661 гг.), династии Омейядов (661 -750гг.) и Аббасидов (750-1258гг.) проникает на север Африки, Испанию, доходит до Среднего Поволжья, Мадагаскара и тихоокеанского побережья Азии. Благодаря чему объединение эллинистического и индо-иранского мира.

Описанное обширное пространство становится центром взаимодействия культур, приведшее к интенсивному экономическому и научному развитию, начавшемуся с VIII столетия, после возникновения Аббасидского халифата. В Багдаде, Кордове и Каире собираются обширнейшие библиотеки, о которых по средневековому миру ходили легенды. При халифе аль – Мамуне (813-833гг.) в Багдаде основывается «Дом мудрости», благодаря которому, мусульманский мир получает возможность познакомится с античной философией и культурной мыслью Ирана, Средней Азии и Индии. Начинается интенсивная переводная деятельность, позволившая арабскому языку выйти на новый уровень. Во время которого формируется свой философский понятийный аппарат. Так, например, система норм образованности и воспитанности, включавшей знание философии, математики, астрономии и определенные правила поведения начинает наименоваться адаб.

Благодаря присоединению обширных территорий, исламский мир получает возможность познакомиться с деятельностью ученых из Антиохии, Эдесса, Харран, Нисибин, Киннасрин и Александрии.

Историю средневековой (классической) арабо-мусульманской философии можно разделить на два периода:

1. IX – XIвека. В основном, он связан с деятельностью мыслителей восточных областей халифата. Араба Аль Кинди (ум.873г.), выходца из средней азии Аль – Фараби (ум. 950г.) и иранца их Хорасана Ибн Сины (Авицены) (ок. 980 – 1037 гг.)

2. XII – XIIIвв. В основном представлен арабскими учеными и мыслителями Испании. Ибн Баджа (ум.1139г.), Ибн Рушда (Авэрроэс) (1126-1198гг.), Ибн Туфайля (ум.1185г). [1]

Сама же теолого-философская мысль представлена тремя направлениями: каламом, фальсафой и суфизмом.

Калам. Исторически является первым крупным направлением арабской мысли. Возникает вследствие необходимости осмысления исламской веры. Характеризуется обращением к логической аргументации, что дает возможность говорить о «спекулятивной теологии». Развивается в процессе дискуссии, в связи с появлением в исламе различных течений. В каламе принято выделять два направления: ранний калам - мутазилизм, поздний калам - ашаризм.

Основная проблематика: соотношение сущности и атрибутов Бога, извечность или сговорённость во времени Корана, божественное предопределение и свобода воли. [2]

В основе философской мысли представителей калама, лежит кораническая парадигма. Согласно которой, мир сотворен Богом, имеющем 99 прекраснейших имен. Бог один и не разделен на Троицу, как в христианстве. Небо и земля сотворены. Также как ангелы, джины и люди. Общение Бога и человека осуществлялось через пророков и Мухаммад последний из них. Основой представлений о мире служат священные писания и в особенности Коран, впоследствии воспринятый как прямая речь Аллаха. Есть рай и ад. Мир конечен и рано или поздно наступит конец света.

Как уже было сказано, калам развивался в лоне идейных споров. Первыми, кто вызвал полемику, стали хариджиты (восставшие), выдвинувшие общинную концепцию власти. Другими стали шииты, сторонники Али, и убежденные носители идеи наличия власти только у прямых потомков Мухаммада. Но, все же, сама религиозная философия, начинает проявлять себя лишь с появлением мутазилитов, первой крупной школы мутакаллимов (представителей калама). Ее яркими представителями выступают: Муаммар ибн Аббад (ум. 830), аль Алляф (ум. Ок. 840), ан – Наззам 9ум. 835) и др.

В основе мутазилизма лежали пять принципов: справедливость (предполагавшую свободу воли), унитаризм (истинный монизм Бога), обещание и угроза (представления о Рае и Аде), промежуточное состояние (мусульмане ослушники) и повеление благого и запрещение дурного (способствование торжеству добра и сопротивление злу).

Помимо мутазилитов, после Х века утверждаются такие школы калама, как ашаризм и матуридизм. Их представителями были: Абу-ль-Хасан аль-Ашари (ум.935), аль-Бакылляни (ум.1013г) и др. Некоторые представители ашаритов придерживались атомистических теорий, полагая, что деление тела останавливается на неделимых частицах. [3]

Фальсафа. Развивала античные, греческие и греко-римские модели философствования. Яркие представители этого течения: аль – Кинди ( ум.870), аль – Фараби (870 – 950), Ибн Сина (980-1037), Ар – Рази (865 -925 или 935).

Представители фальсафа создают учение о разуме как высшей способности человека и мериле истины. Им импонировала, в основном, аристотелевская система, отсюда фальсафа получила наименование восточного перипатетизма.

Основная проблематика: необходимость философского знания, как формы истинного знания (аль – Кинди), соотношение религии и философии ( аль – Фараби), необходимость философских терминов (аль – Фараби), политическая философия (аль –Фараби), логика, математика, , физика, метафизика, медицина (Ибн – Сина), человеческий разум (ар – Рази).

Другим представителем фальсафы, было сообщество «Чистые братья», возникшее в Х веке в г. Басра. Оно предстставляло собой тайное научно-философское общество, от имени которого было написано 52 трактата. [4] в них отражались знания тогдашней науки. В том числе: математики, географии, музыки, логики и физики.

На мусульманском Западе. Философия развивалась благодаря деятельности Ибн Баджжа (ум. 1139), Ибн – Туфайля ( ум. 1185), Ибн – Рушда (1126 – 1198).

Основная проблематика: комментарии трудов философов (Ибн Баджжа, Ибн – Рушд), антропология (Ибн – Баджжа), сущность человеческого разума (Ибн – Туфайль), эволюционистско-креационистская идея (Ибн – Туфайль), о едином разуме (Ибн – Рушд) и т.д.

Суфизм. Представители этого направления развивали мистико- индивидуалистическую модель понимания мира. Формировалась она под воздействием неблагоприятных условий существования человека.

Сам суфизм стал явлением охватившем не только мир мыслителей, но и литературу, искусство, историю и народную культуру.

Принцип "универсальности" был одним из основных в суфизме. [4]

Наиболее известными представителями данного направления выступают: Мухасиби (ум. 857); всемирно известных писателей и поэтов: Абдаллах Ансари (ум. 1089), Санаи (ум. ок. 1190), Фарид ад-дин Аттар (ум. ок. 1220), Джелал ад-дин Руми (ум. ок. 1273); известных авторитетов суннитского ислама: ал-Газали, Ибн-Таймия (ум. 1328); философов: ас-Сухраварди (ум. 1191) и Ибн ал-Араби (ум. 1240).

Основная проблематика: отношение Бога и человека, мистический путь, постижение истины, свобода и необходимость, критика перипатетической философии и многое другое.

В целом, подводя итог сказанному, следует отметить: арабо-мусульманская философия в своем развитии смогла достичь хороших результатов, но не смогла создать стройной и передаваемой из поколения к поколению системы, какую мы наблюдаем, чуть позже, в европейской средневековой философии.

Сноски.

1. Фильштинский И.М. Арабская литература // https://ravshir.livejournal.com/83266.html

2. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс // https://www.koob.ru/stepanyants/eastern_philosophy

3. Ефремова Н.В. ИСЛАМ философия, религия, культура с. 49

Литература.

1. Бертольд В.В. Ислам и культура мусульманства / https://www.litmir.me/br/?b=250688&p=1

2. Григорян С.Н. Средневековая философия [Текст]/ М. : Наука, 1966

3. Ефремова Н.В. ИСЛАМ философия, религия, культура. / М.: Наука – Восточная литература, 2015

4. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс / https://www.koob.ru/stepanyants/eastern_philosophy

5. Фильштинский И.М. Арабская литература / https://ravshir.livejournal.com/83266.html

СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

ПРЕДЛАГАЙТЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ КОММЕНТАРИЕМ).