Хуэйи Цомпантли — это площадка с коллекцией черепов, расположенная недалеко от руин Темпло Майо в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико, Мексика).
Хуэйи Цомпантли использовался для публичной демонстрации человеческих черепов, как правило, черепов военнопленных или других принесенных в жертву, и был построен в три этапа во времена правления Тлатоани Ауизотля, между 1486 и 1502 годами нашей эры.
Ауизотль, что означает «водяной колючий», был восьмым правителем ацтеков, Хуэй Тлатоани из города Теночтитлан. Во время своего правления Ауизотль руководил крупной перестройкой Теночтитлана и расширением Темпло Майо в 8 году Рида (1487 г. н.э.). Ауизотль также покорил миштеков, сапотеков и другие народы от тихоокеанского побережья Мексики до западной части Гватемалы, более чем вдвое увеличив площадь земель под господством ацтеков.
В новом исследовании археолога Рауля Барреры Родригеса предполагается, что высокий процент женских останков в Хуэйи Цомпантли связан с мифом о противостоянии между Койольксауки, лунной богиней, и Уитцилопочтли, покровительницей ацтеков, которая была солнечным и военным божеством.
Исследование показывает, что Хуэйи Цомпантли состоит из 655 человеческих черепов, из которых 60% принадлежат мужчинам, 38% женщинам и 2% младенцам. В исторических источниках мало упоминаний о женщинах-воительницах, избранных для принесения в жертву; однако высокий процент мог быть беременными женщинами, у которых был мертворожденный ребенок, или на самом деле они были женщинами-воинами.
Жертвы клали на жертвенный камень на вершине Темпло Майо, большой ступенчатой пирамиды, где жрецы использовали церемониальный обсидиановый нож, чтобы вырезать из груди еще бьющееся сердце.
Сердце считалось высшим символом жизни человека и было подарено Уитцилопочтли. Затем его сжигали, позволяя жизненной силе жертвы подниматься через дым к Уитцилопочтли, которая обретала новую силу и продолжала давать свет и тепло на следующий день в битве с тьмой.
Родригес считает, что архитектурная ось, посвященная Уитцилопочтли на южной стороне Темпло Майо, ведущая к Хуэйи Цомпантли, использовала женские жертвоприношения, чтобы воссоздать путь, по которому следовала Койольксауки, которая, как говорят, пересекла Цомпантитлан и Коаксальпан на своем пути к горе Коатепек.
Койольксауки возглавила нападение на свою мать, Коатликуэ, материнское божество Земли, узнав, что она чудесным образом забеременела. Коатликуэ родила полностью взрослую и вооруженную Уитцилопочтли, которая вышла из ее чрева и убила Койольксауки, бросив ее тело вниз по склону Коатепека. Миф воссоздается путем ритуального сбрасывания тел принесенных в жертву вниз по ступеням Темпло Майо.