Здравствуйте, уважаемые читатели!
Моя предыдущая статья о сравнительном анализе качества звучания MP3 и аудиокассет нашла большой отклик в среде читателей и подписчиков. Я постарался по максимуму принять участие в дискуссии, но понятно, что я физически не могу оставить персональный ответ на каждый комментарий каждого читателя. Все-таки аудиотехника – это мое хобби, а не работа. Тем не менее, я на данный момент читаю все комментарии. И назрела необходимость прояснить один важный момент в противостоянии MP3 и аудиокассет.
Напомним, что в анализе предыдущей статьи участвовали в качестве оригинала файл формата Wav 16 bit 44100 Hz Stereo (перекодирован из hi-res файла в формате flac), оцифровка с аудиокассеты TDK A90 (1988 год, производство Японии, новая из заводской упаковки) в формате Wav 16 bit 44100 Hz Stereo, а также перекодировки оригинала в формат MP3 с битрейтом 320, 256, 192, 128 и 96 kbit/s.
Важный момент при проведении экспериментальных исследований, в том числе, сравнительного анализа – это идентичность условий проведения этого эксперимента. Поэтому, например, в проведенном исследовании при кодировании из формата Wav в формат MP3 использовались настройки кодека MP3 с постоянным битрейтом, чтобы обеспечить одинаковые условия кодирования по длине фонограммы. Возможно, что потребуются дополнительные исследования и сравнительный анализ аудиокассеты и файлов MP3, полученных при кодировании с переменным битрейтом. Но в этом случае потребуется анализ нескольких разнородных фонограмм. Поскольку результат кодирования с переменным битрейтом также будет зависеть от структуры самой фонограммы. И это естественно требует отдельного исследования.
Также важное дополнение – воспроизведение и оцифровка звукового сигнала на персональном компьютере было проведено с использованием платы расширения Creative (максимальные параметры 24 bit 96 kHz Stereo и 32 bit float 96 kHz).
Прослушивания же фонограмм разного качества были проведены в идентичных условиях с использованием усилителя высшего класса Кумир 001 (диапазон воспроизводимых частот 20 – 25 000 Гц) и акустической системы Радиотехника S90 (диапазон воспроизводимых частот 31 – 20 000 Гц).
Кроме того, при проведении любого исследования, в том числе, и экспериментального важно обозначить область применения полученных результатов эксперимента. И тут мною была допущена ошибка, точнее упущение, что я не обозначил границы применимости своих результатов сравнительного анализа качества звучания MP3 и аудиокассеты. И это в итоге породила большое количество разных комментариев и дискуссий, которые не имеют никакого отношения к первоначальной теме статьи и ее цели. Я не обозначил момент – а на чем мы будем слушать и в каких условиях нашу музыку. И тут некоторые подписчики пустились во все тяжкие. Кто-то говорил про бытовую аудиотехнику, кто-то про портативную, а кто-то вообще начал обсуждать музыку в концертном зале и барах.
Поэтому обозначим, что я хотел прежде всего сказать о стационарной бытовой звуковоспроизводящей аппаратуре достаточно высокого класса при прослушивании в домашних условиях. И в этих условиях оправдано использовать аудиокассеты, а не файлы сжатого формата MP3 с потерей качества. Причем я хочу сразу заметить, что не важно какой музыкальный стиль Вы планируете слушать, применение более высококачественного источника звука оправдано. Поверьте мне, что даже прослушивание трека в стиле минимал техно, где кроме баса, барабана и тарелок может не быть никакой другой музыкальной составляющей, более привлекательно в высоком качестве. Как я уже говорил, Вам кажется, что Вы явно не слышите высокочастотный диапазон своей фонограммы, но отсутствие оных будет менять окрас фонограммы, что может повлиять на удовольствие от прослушивания Вашей любимой музыки.
Разговоры о прослушивании музыки в концертном зале и барах считаю вообще излишними и притянутыми за уши к теме моего исследования.
А вот вопрос применения аудиокассет или MP3 файлов в портативной технике следует обговорить. Я абсолютно согласен, что применение аудиокассет в автомобиле или где-то на пикнике на берегу озера будет сопряжено с разного рода трудностями и неудобствами. Да, действительно более прагматично в данном случае использовать файлы MP3. Даже применение тех же блютуз колонок, которые я критикую, может быть оправдано. Но все-таки, это уже вопрос удобства, а не качества звучания MP3 или аудиокассет.
В качестве резюме, даже самая простая аудиокассета первого типа TDK A90 звучит лучше, чем любой файл в формате MP3. В прошлой статье я это показал. И при домашнем прослушивании следует отдать предпочтение этому источнику звука. Некоторые отмечают, что сейчас не продают аудиокассеты. Во-первых, в интернете можно найти кассетные релизы даже современных исполнителей для тех, кто любит оригинальные или лицензионные записи. Про качество таких релизов ничего не могу сказать, не покупал. Во-вторых, можно самому записывать аудиокассеты для личного использования. На сайтах типа Авито еще полно предложений чистых аудиокассет в заводской упаковке разных брендов, например, TDK, Sony, BASF, Maxell и т.д. В других случаях типа автомобиля или прогулки по роще, конечно, оправдано применение современных технологий, пусть и с потерей качества. Справедливости ради следует отметить, что и кассетная портативная техника ну никак ни первого класса и имеет ограничения по тому же диапазону воспроизводимых частот.
На этом всё!
До встреч на волнах интернета!