Найти тему
Учительская

От отрицания до принятия

Модель 5 стадий переживания горя Элизабет Кюблер-Росс широко известна. Однако часто ее неправильно интерпретируют. Давайте сначала ознакомимся с типичным примером того, как люди смотрят на эти стадии, а затем разберемся, в чем заключаются ошибки.

Личное горе

Вот характерный пост из интернета о 5 стадиях переживания горя: «У меня умер муж, когда мне было 34 года. Сейчас прошло 8 лет, и я могу сделать некоторые выводы. Стадии. Отрицание – не было ни одной минуты. Как я, в здравом уме могу отрицать очевидное, что мой муж умер? Злость – было, иногда проскакивает и сейчас. Потому что я против этого события, оно совершенно деструктивно, бессмысленно, неподвластно, несправедливо и не нужно ни мне, ни детям. Торг – да ну, какой торг? С кем? Депрессия – порой накатывает. Сперва было сильно. Принятие – вот этого не произойдет никогда.

Ни у меня, ни у одного человека, перенесшего потерю супруга или детей, ничего, кроме негодования, эта стадия не вызывает. Хочется спросить, да Вы обалдели, Кюблер-Росс? Какое может быть принятие?! Это уместно после похорон бабушек, дедушек, пожилых родителей. А если это любимый, нужный, молодой член семьи, с которым в планах было будущее, то ни о каком принятии до конца дней не будет речи. Единственное, что можно сделать для облегчения своего состояния, – смириться с неизбежным просто потому, что нет выбора. Чтобы не умереть. Приспособиться так же, как можно научиться жить без ноги или с тяжелым заболеванием.

Огромную опору дает надежда на воссоединение после смерти и на вероятность жизни после смерти, уж не знаю в какой форме, но я допускаю такую вероятность. И нет, я не застряла ни на одной стадии горя. Нет, я здорова. Я всегда была независима и самостоятельна, в том числе финансово. Но. Я его так же люблю, я с ним не разводилась и не ссорилась. Даже если у меня появится новый мужчина, то отношения именно с мужем останутся уникальными».

Виды горя

Ошибка этой женщины в том, что она не различает два вида горя относительно времени потери. Потеря может быть в прошлом, а может быть в будущем.

Когда мы говорим просто «горе», то имеем в виду страдание по поводу несчастья, которое уже произошло и находится в прошлом. Именно такое горе переживает эта вдова. Предвосхищающее горе – это горе, которое выражается до потери, и когда потеря воспринимается как неизбежная. Это относится к смертельно больным людям и их близким. Например, врач сообщает человеку, что он умрет через год от рака желудка. В этой ситуации несчастье еще не случилось. Оно произойдет в будущем. Но человек уже знает и испытывает горе.

Теория 5 стадий была впервые описана Элизабет Кюблер-Росс в книге 1969 года «О смерти и умирании». Даже по названию можно понять, что речь идет о людях, которые умрут в будущем и ждут свою смерть. То есть с самого начала модель относилась к предвосхищающему горю. И ее не нужно применять к горю из-за уже случившейся потери, как это сделала женщина, потерявшая мужа 8 лет назад.

5 стадий

Элизабет Кюблер-Росс на основе интервью с умирающими людьми выделила 5 основных проявлений предвосхищающего горя:

  1. Отрицание и изоляция.
  2. Гнев.
  3. Торг.
  4. Депрессия.
  5. Принятие.

Последние годы полны трагических событий, поэтому стадии принятия неизбежного упоминаются. Вот, например, шутка о прививке от COVID-19:

  1. Отрицание.
  2. Гнев.
  3. Торг.
  4. Депрессия.
  5. Сертификат о вакцинации.

А вот шутка на тему частичной мобилизации:

  1. Отрицание.
  2. Гнев.
  3. Торг.
  4. Депрессия.
  5. Казахстан.

Обратите внимание, что в этих анекдотах речь идет о будущих событиях, поэтому отсылка к Кюблер-Росс вполне уместна.

-2

3 стадии

Для горя, связанного не с предстоящей, а уже со случившейся потерей, есть свои стадии. Например, психолог Саймос предлагает три фазы горя:

  1. Потрясение, смятение и отрицание.
  2. Острое горе.
  3. Интеграция потери и горя.

Предвосхищающее горе и горе из-за случившейся потери напрямую друг с другом не связаны. Нельзя сказать, что предвосхищающее горе – это обычное горе, начавшееся заранее. Нет. Предвосхищающее горе имеет дело с потерей в нашем воображении, а обычное горе – с фактической.

Эмоции

Концепцию 5 стадий критикуют за то, что она не соответствует действительности. Некоторые научные исследования показали, что не все умирающие люди проходят через 5 стадий, а если проходят, то не всегда в заданном порядке. Здесь ошибка критиков концепции заключается в непонимании самой сути проблемы. А суть в следующем. Горе – это эмоцио­нальная реакция. Эмоция – по определению субъективное, пристрастное переживание. Следовательно, не бывает обязательных эмоций.

На одно и то же событие разные люди могут реагировать по-разному. Все эмоциональные реакции являются правильными, здесь невозможно ошибиться. Более того, один и тот же человек на одну и ту же ситуацию может реагировать по-разному. В этом случае тоже никакой ошибки нет: просто человек изменился. Еще один и тот же человек может одновременно испытывать разные эмоции, например страх и отвращение. Иначе говоря, и без исследований понятно, что люди реагируют на будущую смерть различным образом. Само собой разу­меется. Это секрет Полишинеля.

Если бы исследования показали, что все люди одинаково реагируют на потери, то это могло стать сенсацией. На один и тот же фильм разные люди реагируют по-разному, а на разные потери они вдруг реагируют одинаково! Это была бы новость. А разные реакции – тривиальность.

Модель

Теория 5 стадий Кюблер-Росс является моделью. Модель – это по определению схематичное, условное, абстрактное представление реальности. Поэтому несоответствие модели Кюблер-Росс конкретной реальности естественно.

Например, чертеж помещения тоже является моделью. Заявлять, что чертеж плохой, потому что на нем не нарисованы кожаный диван и телевизор, стоящие в помещении, абсурдно. Чертеж отображает только стены и расстояния между ними. В типовых многоэтажках квартиры на чертежах выглядят абсолютно одинаковыми. Но внутреннее убранство конкретного помещения уникально.

Модель Кюблер-Росс – это тоже что-то вроде чертежа. Только вместо стен на нем обозначены столбы. Любой человек может быть внутри контура, обозначенного этими столбами, либо может выходить за рамки, потому что промежутки между столбами свободны. Эмоциональный мир каждого конкретного человека уникален. Это не противоречит никакой психологической модели, так как модели не описывают уникальность и нужны только для понимания систем. Модель 5 стадий помогает понять эмоциональный мир умирающего человека. Есть и другие модели стадий горевания. Но концепция Кюблер-Росс до сих пор самая удачная.

Психологические модели, как и лекарства, должна сопровождать предостерегающая надпись: «Требуется консультация специалиста». Чтобы прочитать чертеж здания, нужны специальные знания. Чтобы понять смысл психологической модели, тоже необходимы специальные знания.

Элизабет Кюблер-Росс была крупнейшим специалистом по гореванию, и она знала, что эмоции – это субъективные переживания. Поэтому никогда не утверждала, что все люди проходят через стадии в обязательном порядке. Она лишь говорила, что так бывает.

Последняя книга американского психолога под названием «О горе и скорби. Поиск смысла горя через пять стадий потери» вышла в 2005 году. Написана в соавторстве с Дэвидом Кесслером. На русский язык не переведена, поэтому все представленные цитаты в моем переводе. В книге Кюблер-Росс пишет: «Стадии развивались с момента их презентации, и они были очень неправильно поняты в течение последних трех десятилетий. Они никогда не предназначались для того, чтобы помочь засунуть запутанные эмоции в аккуратные пакеты. Это реакции на потерю, которые есть у многих людей, но нет типичной реакции на потерю, как нет типичной потери. Наше горе так же индивидуально, как и наша жизнь. Пять стадий являются инструментами, которые помогают нам сформулировать и определить, что мы можем чувствовать. Но они не останавливаются на какой-то линейной временной шкале в горе. Не все проходят через все из них или идут в установленном порядке. Мы надеемся, что с этими этапами придет знание местности горя, что сделает нас лучше подготовленными, чтобы справиться с жизнью и потерями».

Выговориться

Многим людям становится легче, когда они делятся своими переживаниями с другими. Обратите внимание, что женщина, которая потеряла мужа и выступала с критикой концепции, так сильно хотела поделиться своими чувствами, что решила сделать это в комментариях на сайте в Интернете. Также обратите внимание, что женщина для рассказа о своих переживаниях опиралась на теорию 5 стадий. Потому что до сих пор лучших слов для описания горя никто не придумал.

Индивидуальный подход

Некоторые критики идут еще дальше и упрекают Кюблер-Росс в том, что она навязывает людям 5 стадий, лишая их индивидуальности.

На мой взгляд, упрекать в равнодушно-безличном подходе к людям можно кого угодно, только не эту женщину. Для меня она является олицетворением интереса к страданиям каждого конкретного человека. Элизабет Кюблер-Росс была первой, кто начал исследовать внутреннюю динамику горя, дал возможность выразиться умирающим людям. В книге «О смерти и умирании» психолог пишет: «Я просто рассказываю истории моих пациентов, которые поделились с нами своими мучениями, ожиданиями и разочарованиями».

Отдельная глава называется «Некоторые интервью с неизлечимо больными пациентами». Кюблер-Росс написала ее, потому что «кажется полезным включить больше случайных примеров интервью, поскольку они дают лучшую картину разнообразия ответов и реакций, демонстрируемых как пациентом, так и интервьюером».

В 1960‑е годы во врачебном сообществе и массовой культуре не принято было говорить о смертельно больных людях. Когда врач понимал, что не может вылечить пациента, то продолжал делать вид, что занимается лечением. Сами пациенты и их близкие тоже делали вид, что все будет хорошо. В обществе отсутствовал индивидуальный подход к умирающим людям, потому что их как бы и не было. Элизабет Кюблер-Росс своей книгой «О смерти и умирании» произвела революцию. Она открыла нам целый мир – эмоциональный мир людей, приближающихся к финалу своей жизни, – и показала, что этот мир наполнен различными и очень сильными переживаниями, внесла колоссальный вклад в развитие эмоционального интеллекта человечества.

Во многом благодаря ей врачи перестали делать вид, что лечат смертельно больных людей. Вместо этого медики начали фокусироваться на паллиативной помощи. Например, на облегчении боли. И учреждения паллиативной помощи – хосписы – получили широкое распространение. В культуру вошла идея, что умирающий человек должен умирать в комфортных и достойных условиях.

Кирилл Карпенко, педагог-психолог, Красноярск

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».