«Мы будем игнорировать политические и экономические прогнозы, которые являются дорогостоящим отвлекающим фактором для многих инвесторов и бизнесменов. Тридцать лет назад никто не мог предсказать распространение войны во Вьетнаме, контроль над ценами и зарплатами, два нефтяных шока, отставку президента, распад СССР, однодневное падение индекса Dow Jones на 508 пунктов и колебания доходности казначейских векселей на отметках между 2,8% и 17,4% . А в результате получается так, что лучшие покупки совершаются в момент активного распространения опасений различного рода. Страх оказывается другом фундаменталиста.» Уоррен Баффетт
Сегодня мы хотели бы поговорить об одновременных и абсолютно разных прогнозах по поводу будущего финансовых рынков от крупнейших банков мира.
В первой половине октября 2022 г. представители J.P. Morgan Chase заявили, что можно ожидать дальнейшего падения рынка еще на 20-30%, в то время как представители Bank of Montreal ожидали рост рынка до конца 4-го квартала 2022 г. на 30%.
Почему банки настолько по-разному оценивали ситуацию, и к какому мнению прислушиваться инвесторам?
Дополним эту противоречивую картину еще одним крупным мазком. CEO J.P. Morgan Chase Джейми Даймон периодически в своих выступлениях говорит о том, что он вообще ненавидит прогнозировать будущее.
Теперь у нас вместо двух различных мнений три. И что со всем этим делать?
Давайте разбираться. Посмотрим на основные аргументы, которые приводили представители банков.
Итак, в J.P. Morgan Chase ожидали дальнейшего падения рынка еще на 20-30%, так как:
- инфляция в США выросла до максимума за несколько десятилетий;
- процентные ставки ФРС вырастут выше уровней 4-4,5%, которые ожидались ранее;
- сохраняется геополитическая напряженность в Европе;
- в 2023 г. экономику США ждет жесткая посадка и рецессия.
В Bank of Montreal ожидали роста рынка до конца 4-го квартала 2022 г. на 30%, так как:
- компании уже стоили недорого относительно прогнозируемой прибыли;
- прогнозы по прибылям в конце 2022 г. были лучше, чем в конце 2021 г.;
- четвертый квартал — наиболее удачное время для акций;
- инвесторы не будут обращать внимание на инфляцию и геополитику.
В то же время Джейми Даймон свою нелюбовь к прогнозам объяснял примерно следующим образом. Если в целом фундаментальные макроэкономические и корпоративные показатели улучшаются на длительном промежутке, то еще какое-то время мы можем рассчитывать на дальнейший рост рынков, однако в любой может начаться рецессия. Те же утверждения справедливы и для коррекции рынков, с той лишь разницей, что в какой-то момент может начаться восстановление. То есть любой рост рынков в любой момент может прерваться коррекцией, а любая коррекция может в любой момент закончиться и рынки перейдут к росту.
Посмотрим на график индекса широкого рынка США S&P500.
По состоянию на 30.09.2022 г. индекс S&P500 скорректировался почти на 25% с начала года и закрылся на уровне 3586.
Разница между мнениями банков заключалась в том, что в J.P. Morgan Chase считали, что коррекция еще не закончена и нас ждет дальнейшее падение на 20-30%, обосновывая это одними аргументами, а в Bank of Montreal считали, что дно коррекции уже пройдено и нас ждет дальнейший рост рынков на 30%, обосновывая это другими аргументами. И как к этой ситуации относиться обычному инвестору?
В самих по себе разных прогнозах нет никаких проблем. Это всего лишь различные мнения о рынке, пусть и обоснованные представителями крупнейших банков мира. С ними можно соглашаться или не соглашаться, это не имеет какого-то значения.
Проблемы у инвесторов начинаются тогда, когда они начинают думать, что на основе подобных мнений можно принимать финансовые решения о покупке или продаже активов.
Например, в после пандемийный период к началу второй половины 2021 г. ставки ФРС были низкими, операционные показатели многих компаний улучшались, прибыли бизнесов увеличивались, экономика США находилась в фазе роста, соответственно росли и рынки. В целом финансисты прогнозировали дальнейший рост экономики, возможно с небольшими коррекциями. В обиходе можно было услышать распространенное выражение основателя хедж-фонда Bridgewater Associates Рэя Далио «Cash is trash» (наличные — это мусор), с намеком на то, что деньги должны быть проинвестированы в акции, чтобы приносить доход для их защиты от инфляции, которая тогда уже постепенно набирала обороты.
На фоне этих прогнозов и позитивных настроений люди активно принимали решения об инвестировании в фондовый рынок, в том числе в такие крупные компании как Netflix, акции которой во 2-й половине 2021 г. торговались в диапазоне $500-700.
Однако после неожиданного и резкого обвала акций Netflix ниже уровней $200 в 2022 г. многие инвесторы (включая Билла Акмана, миллиардера и основателя хедж-фонда Pershing Square) потеряли значительную часть своих вложений.
Что касается прогнозов J.P. Morgan Chase и Bank of Montreal, то по состоянию на 31.12.2022 г. индекс S&P500 закрылся на уровне 3839, т. е. не вырос на 30% и не упал на 20-30% относительно своего уровня закрытия на 30.09.2022 г.