38,2K подписчиков

Тихо сидящие в телефоне детки

На страницах Интернета мне попался чат, где родители живо обсуждали проблему «ребенок – мобильный телефон». Часто повторялись слова «запретить», «не покупать», «спрятать», «ограничить», «виновата школа». В основном один негатив. Конечно, родителей можно понять. Когда твое чадо с утра до вечера зависает в Интернете, не выпуская из рук любимый смартфон, то это действительно становится большой проблемой, а подчас и бедой.

На страницах Интернета мне попался чат, где родители живо обсуждали проблему «ребенок – мобильный телефон».

Прочитав переписку обеспокоенных родителей и зная эту проблему не понаслышке (мой педагогический стаж более 25 лет), я решила поделиться своим опытом и рекомендациями в решении данной проблемы на примере детей младшего школьного возраста.

Как же вовремя предотвратить зависимость ребенка от новомодных гаджетов? Этот вопрос волнует многих родителей и педагогов. И что делать, если такая проблема возникла? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Мобильные технологии сегодня – это атрибут современного общества. И кроха, и человек пожилого возраста могут быть вполне себе продвинутыми пользователями.

Так в чем же плюсы и минусы гаджета в руках младшего школьника? Начнем с положительного. Прежде всего это безопасность, осведомленность и спокойствие родителя, в силу своей занятости не способного проводить в школу или встретить из школы ребенка, но при этом контролирующего его передвижение «дом – школа – улица».

Из плюсов хочется отметить доступные, интересные и познавательные учебные платформы МЭШ, РЭШ, Учи.ру, Яндекс.Учебник, которыми активно пользуются многие.

Наш девайс – это мощный источник информации (переводчик, словари, Википедия), готовый предоставить ее пользователю за доли секунды.

И буквально пара слов о развлечениях. Игры тоже бывают разные. И если в процессе отдыха ребенок взял в руки телефон/планшет и дозированно играет в шашки, шахматы, разгадывает кроссворды или смотрит любимый мультфильм, я думаю, что беды в этом никакой нет.

Теперь поговорим о минусах. К сожалению, это прежде всего ослабление здоровья – ухудшение зрения, осанки, нарушение координации движений, бессонница. Это то, что, как говорится, на слуху. А ведь могут возникнуть и более серьезные заболевания.

Следующий момент – это психологическая зависимость: развитие игромании, потеря интереса к реальности, истерики. На фоне этого происходит резкое снижение учебной мотивации, падает успеваемость, возникают конфликтные ситуации с родителями, учителями, одноклассниками.

А что же школа? Чем в этой ситуации может помочь педагог? Ведь запретить приносить гаджеты в класс он не может, а все предостережения носят рекомендательный характер. Конечно, во время урока никто из ребят телефон не достает. А на перемене? Ведь «тихо сидящие в телефоне детки» – это и дисциплина, и тишина, и отсутствие травм. Что может быть лучше? Вот тут и проявляются в полной мере профессионализм и креативность учителя. Различные настольные игры, игры с малой степенью подвижности, книги, музыкальные паузы – все это останавливает ребенка от соблазна достать телефон из портфеля.

Закончился учебный процесс, обучающиеся расходятся – кто домой, кто в группу по присмотру и уходу. «И что? Контроль занятости со стороны школы и педагога закончен?» – спросите вы. Конечно же, нет! Ведь после окончания уроков начинают работать кружки и секции дополнительного образования различной направленности. А классные руководители своевременно и грамотно предлагают родителям и детям занятия в этих объединениях, ориентируясь на интересы ребенка.

Справедливости ради можно сказать, что все больше пап и мам заинтересованы в дополнительной загруженности своего чада, а спортивные и музыкальные школы всегда рады видеть в своих стенах мотивированных ребят.

Но как быть тем, кто еще не определился с выбором или не желает посещать кружки и секции? Как им проводить свой досуг? Я таким мальчишкам и девчонкам рекомендую прогулки и игры на свежем воздухе, чтение художественной литературы, помощь родителям по дому.

А уж если все же захотелось поиграть или посмотреть какой-либо контент, то постарайтесь извлечь из этого пользу: найдите такую игру или канал, которые обогатят знаниями, расширят кругозор, пополнят словарный запас, помогут в изучении учебного материала.

Сколько на самом деле времени может проводить в телефоне ребенок 7-10 лет? Светила медицины рекомендуют 1-1,5 часа в день для этого возраста. Несомненно, что контроль времени должен быть. Как и осведомленность родителей о том, какие сайты посещает, в какие игры играет и какие каналы смотрит их отпрыск.

А если все же не получается найти общего понимания с собственным ребенком и начинает складываться тупиковая ситуация по данной теме, то что же делать? В этом случае я настоятельно рекомендую отложить все стеснения, обратиться за помощью к классному руководителю и совместно подобрать вариант решения этой проблемы. При необходимости специалисты школьной психологической службы всегда готовы оперативно подключиться к диалогу.

Важно знать, что здоровье и успех наших детей целиком и полностью зависят от понимания и доверия в семье, а тесное и доброжелательное сотрудничество с педагогом создает союз «родитель – учитель», способный решать любые проблемы обучающегося.

Ольга СТАРОСТИНА, учитель начальных классов школы №236 имени Героя Советского Союза Г.И.Щедрина

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».